Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 119

На этом, то есть, когда [сравнение] неудачно, поэты
всего чаще проваливаются, и за это же, то есть, когда [сравнение] удачно, их
всего больше прославляют. Я разумею те случаи, когда поэт, например,
говорит:
Его голени искривлены, как сельдерей, Или:
Как Филаммон сражаясь со своим мешком.
Все подобные выражения представляют собой сравнения. А что сравнения -
не что иное, как метафоры, об этом мы говорили много раз.
И пословицы - метафоры от одного рода вещей к другому, например, если
кто-нибудь сам введет к себе кого-нибудь, рассчитывая от него
попользоваться, и потом терпит от него вред, то говорят: "это как карпафский
житель и заяц", ибо оба одинаково потерпели.
Таким образом, мы, можно сказать, выяснили, из чего образуются изящные
обороты речи и почему.
И удачные гиперболы - метафоры, например, о избитом лице можно сказать:
его можно принять за корзину тутовых ягод, так под глазами сине. Но это в
значительной мере преувеличено. Выражения с "подобно тому как" и "так-то и
так-то" - гиперболы, отличающиеся только формой.
Как Филаммон сражаясь со своим мешком.
[Это сравнение становится гиперболой в такой форме]: можно подумать,
что это - Филаммон, сражающийся с мешком. [Еще]: иметь ноги кривые, как
сельдерей, и: можно подумать, что у него не ноги, а сельдерей, так они
изогнуты. Есть гиперболы, носящие детский характер, они заключают в себе
преувеличение; поэтому их чаще всего употребляют под влиянием гнева:
Или хоть столько давал бы мне, сколько песку
здесь и праху...
Дщери супругой себе не возьму от Атреева сына, Если красою она со
златой Афродитою спорит, Если искусством работ светлоокой Афине подобна
Чаще всего пользуются гиперболами аттические риторы. Человеку же
пожилому не подобает употреблять их.

ГЛАВА XII

Каждому роду речи соответствует особый стиль. - Стиль речи письменной и
речи полемической. - Разница между стилем речи письменной и речи при устных
состязаниях. - Для какой речи пригодны сценические приемы? -Заключение
рассуждений о стиле.
Не должно ускользать от [нашего] внимания, что для каждого рода речи
пригоден особый стиль, ибо не один и тот же [стиль] в речи письменной и в
речи полемической, в речи произносимой перед народным собранием и в речи
судебной. Необходимо знать оба [рода стиля], потому что первый заключается в
умении говорить по-гречески, а, зная второй, не бываешь принужден молчать,
если хочешь передать что-нибудь другим, как это бывает с теми, кто не умеет
писать. Стиль речи письменной - самый точный, а речи полемической - самый
актерский. Есть два вида последнего [стиля]: один этический [затрагивающий
нравы], другой патетический [возбуждающий страсти]. Поэтому-то актеры
гонятся за такого рода драматическими произведениями, а поэты - за такого
рода [актерами]. Поэты, пригодные для чтения, представляются тяжеловесными;
таков, например, Херимон, потому что он точен, как логограф, а из
дифирамбических поэтов - Ликимний.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz