Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 66

Вообще же мы не стыдимся тех, за коими мы не признаем
основательного мнения, ибо никто не стыдится ни детей, ни зверей, и
[стыдимся] не одного и того же перед знакомыми и незнакомыми: перед
знакомыми [мы стыдимся] того, что нам кажется действительно [постыдным], а
перед людьми далекими того, что считается [постыдным] перед лицом закона.
Вот в каком настроении люди могут испытывать стыд: во-первых, если
перед ними находятся люди такого сорта, каких, как мы сказали, они стыдятся,
а таковы, как мы заметили, люди, которых мы уважаем, которые нам удивляются
и для которых мы желаем быть предметом удивления; [кроме того], такие,
которых мы просим о каком-нибудь одолжении, причем оно не будет оказано,
если мы окажемся обесславленными в глазах этих лиц, и если эти люди или
видят [происходящее], (как говорил в народном собрании Кидий о разделении
самосских владений, убеждая афинян представить себе, что греки стоят здесь
же вокруг, так что они увидят, а не только услышат о том, что они
постановят), или находятся близко, так что непременно узнают обо всем.
Поэтому-то в несчастьи мы иногда не желаем быть на глазах своих соперников,
ибо соперники обыкновенно чувствуют к нам некоторое удивление. [Мы
испытываем стыд] еще тогда, когда знаем за собой, или за своими предками,
или за кем-нибудь другим, с кем у нас есть некоторая близость, такие
поступки или вещи, которых принято стыдиться. [Сюда же относятся] вообще
[все те лица], за которых мы стыдимся, а таковы лица перечисленные, а также
те, которые имеют к нам какое-нибудь отношение, или для которых мы были
учителями и советниками; [сюда же относятся] другие подобные люди, с
которыми мы соперничаем, потому что, под влиянием стыда перед такими людьми,
многое мы делаем и многого не делаем. Люди более стыдливы в том случае,
когда им предстоит быть на глазах и служить предметом внимания для тех, кто
знает [их проступки]. Вот почему и поэт Антифонт, приговоренный к смертной
казни по повелению Дионисия, сказал, видя, как люди, которым предстояло
умереть вместе с ним, закрывали себе лица, проходя через городские ворота:
"Для чего вы закрываетесь? Или для того, чтобы кто-нибудь из них не увидел
вас завтра?" Вот что можно сказать о стыде. А о бесстыдстве мы можем
составить себе понятие из противоположных положений.

ГЛАВА VII

Определение благодеяния (услуги), кому и когда следует оказывать его? -
Как может пользоваться этим понятием оратор для своей цели?
Что касается того, к кому люди чувствуют благодарность, за что или в
каком состоянии, то это станет для нас ясно, когда мы определим, что такое
благодеяние. Пусть благодеяние (то есть поступок, который дает повод
сказать, что человек, совершающий его, оказывает благодеяние), будет услуга
человеку, который в ней нуждается, не взамен услуги и не для того, чтобы [из
этого получилась] какая-нибудь [выгода] для человека, оказывающего услугу,
но чтобы получилась выгода для того, [кому услуга оказывается].



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz