|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 129 |
Не следует при этом забывать, что только в
случае такого спора один из противников необходимо бывает бесчестен, потому
что здесь не может быть виной неведение, как в том случае, когда кто-либо
расходится в мнении относительно справедливости [чего-либо]; таким образом
на этом вопросе следует останавливаться, а на других нет. В речах
эпидиктических по большей части преувеличению (подчеркиванию) подлежит
оценка прекрасного и полезного. Факты сами должны внушать доверие, потому-то
относительно их редко приводятся доказательства, - разве если они
неправдоподобны или если их относят на счет другого лица.
В речах, произносимых перед народом, может быть спор относительно того,
что что-нибудь не будет, или что-то, что оратор советует, будет, но что оно
или несправедливо, или неполезно, или не так важно. Следует при этом также
иметь в виду, не позволяет ли себе [противник] лжи в чем-нибудь, не
относящемся к данному делу, так как это представляется доказательством, что
он лжет и в других случаях. Примеры более свойственны речам, произносимым
перед народом, а энтимемы - речам судебным первые имеют в виду будущее, так
что необходимо приводить примеры из прошедшего, а вторые [касаются] того,
что есть или чего нет; тут более нужны доказательства и понятие
необходимости, потому что прошедшее имеет характер необходимости. Не следует
приводить энтимемы одну за другой, а [нужно] примешивать их [к другим
оборотам], в противном случае они вредят одна другой, потому что есть предел
и для количества.
Друг, так как ты сказал, сколько [мог бы сказать] разумный муж,
а не то [что сказал бы разумный]. И не по всякому поводу [следует]
изыскивать энтимемы, потому что в противном случае ты поступишь так же, как
некоторые философы, которые силлогистическим путем доказывают вещи более
известные и более правдоподобные, чем те [положения], из которых они [то
есть философы] исходят. И когда хочешь возбудить страсть, не употребляй
энтимему, потому что она или погасит страсть, или будет приведена совершенно
напрасно, ибо [два] одновременные движения задерживают друг друга, или
совсем уничтожаются, или ослабляются. И когда речь должна носить известный
[нравственный] характер, не следует в то же время приискивать энтимемы,
потому что доказательства не имеют никакого отношения ни к характеру, ни к
принципам. Изречения следует употреблять и при рассказе и при
доказательстве, потому что они имеют отношение к характеру: "и я дал, хотя и
знал, что не следует [вообще] доверять". Или если [кто хочет] возбудить
страсть: "хоть я и потерпел, я не раскаиваюсь, потому что на его стороне
выгода, а на моей справедливость". Произносить речи в народном собрании
труднее, чем произносить речи судебные; [это и] естественно, так как в
первом случае [приходится говорить] о будущем, во-втором же - о прошедшем,
которое стало известно даже и пророкам, как говорил Епименид Критский: он
отгадывал не будущее, а события, которые хотя и совершились, но остались
темными.
|
|