Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 129

Не следует при этом забывать, что только в
случае такого спора один из противников необходимо бывает бесчестен, потому
что здесь не может быть виной неведение, как в том случае, когда кто-либо
расходится в мнении относительно справедливости [чего-либо]; таким образом
на этом вопросе следует останавливаться, а на других нет. В речах
эпидиктических по большей части преувеличению (подчеркиванию) подлежит
оценка прекрасного и полезного. Факты сами должны внушать доверие, потому-то
относительно их редко приводятся доказательства, - разве если они
неправдоподобны или если их относят на счет другого лица.
В речах, произносимых перед народом, может быть спор относительно того,
что что-нибудь не будет, или что-то, что оратор советует, будет, но что оно
или несправедливо, или неполезно, или не так важно. Следует при этом также
иметь в виду, не позволяет ли себе [противник] лжи в чем-нибудь, не
относящемся к данному делу, так как это представляется доказательством, что
он лжет и в других случаях. Примеры более свойственны речам, произносимым
перед народом, а энтимемы - речам судебным первые имеют в виду будущее, так
что необходимо приводить примеры из прошедшего, а вторые [касаются] того,
что есть или чего нет; тут более нужны доказательства и понятие
необходимости, потому что прошедшее имеет характер необходимости. Не следует
приводить энтимемы одну за другой, а [нужно] примешивать их [к другим
оборотам], в противном случае они вредят одна другой, потому что есть предел
и для количества.
Друг, так как ты сказал, сколько [мог бы сказать] разумный муж,
а не то [что сказал бы разумный]. И не по всякому поводу [следует]
изыскивать энтимемы, потому что в противном случае ты поступишь так же, как
некоторые философы, которые силлогистическим путем доказывают вещи более
известные и более правдоподобные, чем те [положения], из которых они [то
есть философы] исходят. И когда хочешь возбудить страсть, не употребляй
энтимему, потому что она или погасит страсть, или будет приведена совершенно
напрасно, ибо [два] одновременные движения задерживают друг друга, или
совсем уничтожаются, или ослабляются. И когда речь должна носить известный
[нравственный] характер, не следует в то же время приискивать энтимемы,
потому что доказательства не имеют никакого отношения ни к характеру, ни к
принципам. Изречения следует употреблять и при рассказе и при
доказательстве, потому что они имеют отношение к характеру: "и я дал, хотя и
знал, что не следует [вообще] доверять". Или если [кто хочет] возбудить
страсть: "хоть я и потерпел, я не раскаиваюсь, потому что на его стороне
выгода, а на моей справедливость". Произносить речи в народном собрании
труднее, чем произносить речи судебные; [это и] естественно, так как в
первом случае [приходится говорить] о будущем, во-втором же - о прошедшем,
которое стало известно даже и пророкам, как говорил Епименид Критский: он
отгадывал не будущее, а события, которые хотя и совершились, но остались
темными.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz