Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 43

Не сегодня и не
вчера; она вечно живет и никто не может сказать, откуда она явилась На таком
же основании Эмпедокл запрещает умерщвлять всякое живое существо, такого
рода поступок не может казаться справедливым в глазах одних и несправедливым
в глазах других; но этот закон, обязательный для всех людей, имеет силу на
пространстве всего широкого эфира и неизмеримой земли.
То же говорит и Алкидамант в своей "Мессенской речи".
По отношению к лицам, против которых [совершаются преступления],
[преступления] определяются двояко: то, что нужно делать и что не нужно
делать, может касаться или всего общества, или одного из его членов;
сообразно с этим и поступки, согласные с справедливостью и противные ей,
могут быть двух родов: они могут касаться или одного определенного лица, или
целого общества; так человек, совершающий прелюбодеяние и наносящий побои,
поступает несправедливо по отношению к одному определенному лицу, а человек,
уклоняющийся от отбывания воинской повинности, поступает несправедливо по
отношению ко всему обществу. Подразделив таким образом все несправедливые
поступки на поступки, касающиеся общества в его целом, и поступки,
касающиеся одного или нескольких членов общества, возвратимся к вопросу, что
значит быть объектом несправедливости. Быть объектом несправедливости значит
терпеть несправедливость со стороны лица, совершающего ее произвольно, так
как мы раньше определили совершение несправедливости, как нечто
произвольное; так как объект несправедливого действия необходимо терпит
обиду, и при том терпит ее против своего желания, а понятие обиды ясно из
сказанного выше (ибо мы выше определили понятие добра и зла самого по себе),
а также и понятие произвольного (мы сказали, что произвольно все то, что
человек совершает, сознавал, что он делает).
Таким образом, все поступки необходимо относятся или ко всему обществу,
или к отдельному члену его, и совершаются человеком или при полном неведении
и против желания, или добровольно и вполне сознательно, и из этих последних
поступков одни совершаются преднамеренно, другие же под влияем аффекта.
О гневе мы будем говорить в трактате о страстях, а о том, что люди
делают преднамеренно и в каком состоянии они так поступают, об этом мы
сказали раньше.
Так как часто люди, признаваясь в совершении известного поступка, не
признают известной квалификации поступка или того, чего касается эта
квалификация, - например, человек утверждает, что он что-нибудь взял, но не
украл, или что он первый ударил, но не нанес оскорбления, что он с
кем-нибудь был в связи, но не совершал прелюбодеяния, что он совершил кражу,
но не святотатство, потому что похищенное не принадлежало Богу, что он
запахал чужое, но не общественное поле, что он находился в сношениях с
врагами, но не совершил измены, - имея в виду подобные случаи, следует также
определить, что такое кража, оскорбление, прелюбодеяние, для того чтобы быть
в состоянии выяснить истину, хотим ли мы доказать, что что-нибудь было, или
что чего-нибудь не было.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz