|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 11 |
Подобно этому и ораторы, подающие советы, в остальном часто делают
уступки, но никогда не сознаются, что советуют бесполезное или отклоняют от
полезного; например, они часто не обращают никакого внимания на то, что
несправедливо порабощать себе соседей или таких людей, которые не сделали
нам ничего дурного. Точно так же и ораторы, произносящие хвалу или хулу, не
смотрят на то, сделал ли этот человек что-нибудь полезное или вредное, но
даже часто ставят ему в заслугу, что, презрев свою собственную пользу, он
совершил что-нибудь прекрасное; например, восхваляют Ахилла за то, что он
оказал помощь своему другу Патроклу, зная, что ему самому суждено при этом
умереть, между тем как у него была полная возможность жить. Для него
подобная смерть представляется чем-то более прекрасным, а жизнь чем-то
полезным.
Из сказанного очевидно, что прежде всего необходимо знать посылки
каждого из указанных родов речей в отдельности, потому что доказательства,
вероятности и признаки -посылки риторики. Ведь, вообще говоря, силлогизм
составляется из посылок, а энтимема есть силлогизм, составленный из
названных нами посылок. Так как не могло совершиться в прошедшем и не может
совершиться в будущем что-нибудь невозможное, а [всегда совершается лишь]
возможное, и так как не могло совершиться в прошедшем что-нибудь не бывшее,
точно так же, как не может быть в будущем совершено что-нибудь такое, чего
не будет, то необходимо оратору как подающему советы, так и произносящему
судебные или эпидиктические речи, иметь наготове посылки о возможном и
невозможном, о том, было ли что-нибудь, или не было, будет или не будет.
Кроме того, так как все ораторы, как произносящие хвалу или хулу, так и
уговаривающие или отговаривающие, а также и обвиняющие или оправдывающиеся
не только стремятся доказать что-нибудь, но и стараются показать великость
или ничтожество добра или зла, прекрасного или постыдного, справедливого или
несправедливого, рассматривая при этом предметы безотносительно сами по
себе, или сопоставляя их один с другим, - ввиду всего этого очевидно, что
нужно иметь наготове посылки как общего, так и частного характера
относительно великости и ничтожества и относительно большего и меньшего,
например, относительно того, что можно назвать большим или меньшим благом,
или большим или меньшим преступлением, или более или менее справедливым
деянием; точно так же и относительно остальных предметов.
Итак, мы сказали, относительно чего необходимо иметь наготове посылки.
После этого следует разобрать [предмет] каждого из указанных [родов речи] в
отдельности: чего касаются совещательные, эпидиктические и, в-третьих,
судебные речи.
ГЛАВА IV
О чем приходится говорить оратору в речах совещательных? - Подробное
рассмотрение вопросов, с которыми имеют дело люди, не входит в область
риторики. - Риторика заключает в себе элемент аналитический и элемент
политический.
|
|