Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 11


Подобно этому и ораторы, подающие советы, в остальном часто делают
уступки, но никогда не сознаются, что советуют бесполезное или отклоняют от
полезного; например, они часто не обращают никакого внимания на то, что
несправедливо порабощать себе соседей или таких людей, которые не сделали
нам ничего дурного. Точно так же и ораторы, произносящие хвалу или хулу, не
смотрят на то, сделал ли этот человек что-нибудь полезное или вредное, но
даже часто ставят ему в заслугу, что, презрев свою собственную пользу, он
совершил что-нибудь прекрасное; например, восхваляют Ахилла за то, что он
оказал помощь своему другу Патроклу, зная, что ему самому суждено при этом
умереть, между тем как у него была полная возможность жить. Для него
подобная смерть представляется чем-то более прекрасным, а жизнь чем-то
полезным.
Из сказанного очевидно, что прежде всего необходимо знать посылки
каждого из указанных родов речей в отдельности, потому что доказательства,
вероятности и признаки -посылки риторики. Ведь, вообще говоря, силлогизм
составляется из посылок, а энтимема есть силлогизм, составленный из
названных нами посылок. Так как не могло совершиться в прошедшем и не может
совершиться в будущем что-нибудь невозможное, а [всегда совершается лишь]
возможное, и так как не могло совершиться в прошедшем что-нибудь не бывшее,
точно так же, как не может быть в будущем совершено что-нибудь такое, чего
не будет, то необходимо оратору как подающему советы, так и произносящему
судебные или эпидиктические речи, иметь наготове посылки о возможном и
невозможном, о том, было ли что-нибудь, или не было, будет или не будет.
Кроме того, так как все ораторы, как произносящие хвалу или хулу, так и
уговаривающие или отговаривающие, а также и обвиняющие или оправдывающиеся
не только стремятся доказать что-нибудь, но и стараются показать великость
или ничтожество добра или зла, прекрасного или постыдного, справедливого или
несправедливого, рассматривая при этом предметы безотносительно сами по
себе, или сопоставляя их один с другим, - ввиду всего этого очевидно, что
нужно иметь наготове посылки как общего, так и частного характера
относительно великости и ничтожества и относительно большего и меньшего,
например, относительно того, что можно назвать большим или меньшим благом,
или большим или меньшим преступлением, или более или менее справедливым
деянием; точно так же и относительно остальных предметов.
Итак, мы сказали, относительно чего необходимо иметь наготове посылки.
После этого следует разобрать [предмет] каждого из указанных [родов речи] в
отдельности: чего касаются совещательные, эпидиктические и, в-третьих,
судебные речи.

ГЛАВА IV

О чем приходится говорить оратору в речах совещательных? - Подробное
рассмотрение вопросов, с которыми имеют дело люди, не входит в область
риторики. - Риторика заключает в себе элемент аналитический и элемент
политический.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz