|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 80 |
И если [возможно возникнуть] ребенку, возможно и мужу, ибо первое
есть начало. [Возможно] и то, что от природы бывает предметом любви или
страсти, ибо никто по большей части не любит и не желает вещей невозможных.
И то, что бывает предметом наук и искусств, может быть, и бывает, и
возникает. [Возможно] и то, начало возникновения чего во власти тех, кого мы
можем принудить или убедить, а таковы люди, которых мы превосходим силой,
которыми мы распоряжаемся или с которыми дружны. Возможно также целое, части
которого возможны, и [по большей части возможны] части, целое которых
возможно; ибо если может возникнуть разрез, шапочка и сандалий, может
возникнуть и обувь, и если [может возникнуть] обувь, [может возникнуть] и
разрез и шапочка. И если весь род принадлежит к числу вещей возможных, то
возможен и вид, а если [возможен] вид, [возможен] и род, например, если
может возникнуть корабль, [возможна] и триира, и если [возможна] триира,
[возможен] и корабль. И если [возможна] одна из двух вещей, по своей природе
находящихся во взаимном соотношении, то [возможна] и другая из них,
например, если [возможно] двойное, то [возможна] и половина, и если
[возможна] и половина, [возможно] и двойное. И если что-нибудь может
возникнуть без искусства и приготовления, то еще более оно возможно при
помощи искусства и прилежания, отчего и сказано у Агафона:
И одно нужно делать с помощью искусства, Другое достается нам благодаря
необходимости и
судьбе.
И то, что возможно для людей более дурных, более слабых и более
неразумных, еще более [возможно] для людей противоположных, как сказал и
Исократ, что странно, если он не будет в состоянии сам изобрести то, чему
научился Евфин. Что касается невозможного, то очевидно, что оно вытекает из
противоположного сказанному.
[Доказательства того], что что-нибудь случилось, нужно выводить из
следующего. Во-первых, если случилось то, что по естественному ходу вещей
случается реже, то могло случиться и то, что [случается] чаще. И если
случилось то, что обыкновенно случается после, то случилось и предыдущее,
например, если кто-нибудь что-нибудь забыл, то некогда и научился [этому]. И
если кто-нибудь мог и желал [сделать что-нибудь], то и сделал, ибо все,
когда пожелают чего-нибудь, имея возможность [исполнить свое желание],
делают [то, чего желают], так как ничто им не мешает. Еще если [человек]
чего-нибудь желал и ничто извне ему не мешало, и если [он желал] возможного,
и если он гневался, и если мог и стремился, [то сделал], ибо по большей
части люди делают то, к чему стремятся, если только могут - негодные
вследствие своей невоздержности, а люди нравственно хорошие, потому что
желают хорошего. И если [кто-нибудь] намеревался [сделать что-нибудь], ибо
естественно что человек, намеревавшийся [сделать что-нибудь], сделал. И если
случилось что-нибудь такое, что по своей природе [бывает] раньше чего-нибудь
другого или вследствие чего-нибудь другого, например, если прогремел гром,
то сверкнула молния, и если человек сделал что-нибудь, то и попытался
сделать это.
|
|