Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 80

И если [возможно возникнуть] ребенку, возможно и мужу, ибо первое
есть начало. [Возможно] и то, что от природы бывает предметом любви или
страсти, ибо никто по большей части не любит и не желает вещей невозможных.
И то, что бывает предметом наук и искусств, может быть, и бывает, и
возникает. [Возможно] и то, начало возникновения чего во власти тех, кого мы
можем принудить или убедить, а таковы люди, которых мы превосходим силой,
которыми мы распоряжаемся или с которыми дружны. Возможно также целое, части
которого возможны, и [по большей части возможны] части, целое которых
возможно; ибо если может возникнуть разрез, шапочка и сандалий, может
возникнуть и обувь, и если [может возникнуть] обувь, [может возникнуть] и
разрез и шапочка. И если весь род принадлежит к числу вещей возможных, то
возможен и вид, а если [возможен] вид, [возможен] и род, например, если
может возникнуть корабль, [возможна] и триира, и если [возможна] триира,
[возможен] и корабль. И если [возможна] одна из двух вещей, по своей природе
находящихся во взаимном соотношении, то [возможна] и другая из них,
например, если [возможно] двойное, то [возможна] и половина, и если
[возможна] и половина, [возможно] и двойное. И если что-нибудь может
возникнуть без искусства и приготовления, то еще более оно возможно при
помощи искусства и прилежания, отчего и сказано у Агафона:
И одно нужно делать с помощью искусства, Другое достается нам благодаря
необходимости и
судьбе.
И то, что возможно для людей более дурных, более слабых и более
неразумных, еще более [возможно] для людей противоположных, как сказал и
Исократ, что странно, если он не будет в состоянии сам изобрести то, чему
научился Евфин. Что касается невозможного, то очевидно, что оно вытекает из
противоположного сказанному.
[Доказательства того], что что-нибудь случилось, нужно выводить из
следующего. Во-первых, если случилось то, что по естественному ходу вещей
случается реже, то могло случиться и то, что [случается] чаще. И если
случилось то, что обыкновенно случается после, то случилось и предыдущее,
например, если кто-нибудь что-нибудь забыл, то некогда и научился [этому]. И
если кто-нибудь мог и желал [сделать что-нибудь], то и сделал, ибо все,
когда пожелают чего-нибудь, имея возможность [исполнить свое желание],
делают [то, чего желают], так как ничто им не мешает. Еще если [человек]
чего-нибудь желал и ничто извне ему не мешало, и если [он желал] возможного,
и если он гневался, и если мог и стремился, [то сделал], ибо по большей
части люди делают то, к чему стремятся, если только могут - негодные
вследствие своей невоздержности, а люди нравственно хорошие, потому что
желают хорошего. И если [кто-нибудь] намеревался [сделать что-нибудь], ибо
естественно что человек, намеревавшийся [сделать что-нибудь], сделал. И если
случилось что-нибудь такое, что по своей природе [бывает] раньше чего-нибудь
другого или вследствие чего-нибудь другого, например, если прогремел гром,
то сверкнула молния, и если человек сделал что-нибудь, то и попытался
сделать это.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz