|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 88 |
Или как в Мессенской [речи]: если в войне причина настоящих
бедствий, то с наступлением мира мы должны оправиться.
Если не справедливо впасть в гнев на тех, кто сделал нам зло, не желая
этого, То также, если кто-нибудь по принуждению сделает нам добро, Не
следует считать себя обязанными благодарностью по отношению к нему.
И:
Если возможно пред людьми говорить ложь правдоподобным образом,
То следует тебе предполагать и противоположное -Что много истинного в
глазах людей является
неправдоподобным.
Другой топ [получается] из одинаковых падежей, ибо [в таких случаях]
одинаковым образом что-нибудь должно быть или не быть, [таково], например,
[утверждение], что не все справедливое хорошо, так как [иначе] все, что
делается справедливо, было бы хорошо, а между тем нисколько не желательно
справедливо умереть Еще один [топ получается] из взаимного отношения двух
предметов, например, если факт, что одно из двух лиц совершило прекрасный и
справедливый поступок, то факт также, что другое лицо испытало [на себе
действие этого поступка], и если [факт, что одно лицо что-нибудь] приказало,
то [факт, что другое лицо] исполнило приказание, как, например, [говорил]
откупщик податей Диомедонт о податях: если вам не стыдно продавать - и нам
не стыдно покупать. И если факт, что испытавший что-нибудь [испытал это]
прекрасно и справедливо, то [факт, что] и для совершившего [это прекрасно и
справедливо]. Но здесь возможно и неверное заключение, ибо если кто-нибудь
по справедливости испытал что-нибудь, то он по справедливости потерпел, но,
может быть, ему следовало потерпеть не от тебя именно. Поэтому нужно
рассматривать отдельно, достоин ли потерпевший потерпеть и совершивший
совершить, а потом уже пользоваться [фактами] в какую из двух сторон
следует, ибо в этих случаях иногда получается противоречие, как, например, в
"Алкмеоне" Феодекта.
Разве кто из смертных не чувствовал отвращения к твоей матери?
А он отвечает:
Но здесь следует смотреть [на дело] с различных точек зрения.
И на вопрос Альфесивии: "Как?" Он отвечает:
Они осудили ее на смерть, но не [присудили] мне умертвить ее.
[Такого же рода фактом является] и суд над Демосфеном и над убийцами
Никанора: так как [судьи] решили, что убийцы его справедливо убили, то
показалось, что смерть его была справедлива. То же [можно сказать] и
относительно человека убитого в Фивах, по поводу [смерти] которого
[обвиняемый в убийстве] предлагает рассудить, было ли согласно со
справедливостью, чтобы он умер, так как-де не несправедливо убить человека,
смерть которого согласна со справедливостью.
Еще один [топ получается] из понятия большего и меньшего, например:
если даже боги знают не все, то едва ли [все знают] люди. Это значит, что
если чего-нибудь нет [у человека], у которого это должно бы быть в большей
степени, то ясно, что [этого] нет [и у человека], обладающего этим в меньшей
степени.
|
|