Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 88

Или как в Мессенской [речи]: если в войне причина настоящих
бедствий, то с наступлением мира мы должны оправиться.
Если не справедливо впасть в гнев на тех, кто сделал нам зло, не желая
этого, То также, если кто-нибудь по принуждению сделает нам добро, Не
следует считать себя обязанными благодарностью по отношению к нему.
И:
Если возможно пред людьми говорить ложь правдоподобным образом,
То следует тебе предполагать и противоположное -Что много истинного в
глазах людей является
неправдоподобным.
Другой топ [получается] из одинаковых падежей, ибо [в таких случаях]
одинаковым образом что-нибудь должно быть или не быть, [таково], например,
[утверждение], что не все справедливое хорошо, так как [иначе] все, что
делается справедливо, было бы хорошо, а между тем нисколько не желательно
справедливо умереть Еще один [топ получается] из взаимного отношения двух
предметов, например, если факт, что одно из двух лиц совершило прекрасный и
справедливый поступок, то факт также, что другое лицо испытало [на себе
действие этого поступка], и если [факт, что одно лицо что-нибудь] приказало,
то [факт, что другое лицо] исполнило приказание, как, например, [говорил]
откупщик податей Диомедонт о податях: если вам не стыдно продавать - и нам
не стыдно покупать. И если факт, что испытавший что-нибудь [испытал это]
прекрасно и справедливо, то [факт, что] и для совершившего [это прекрасно и
справедливо]. Но здесь возможно и неверное заключение, ибо если кто-нибудь
по справедливости испытал что-нибудь, то он по справедливости потерпел, но,
может быть, ему следовало потерпеть не от тебя именно. Поэтому нужно
рассматривать отдельно, достоин ли потерпевший потерпеть и совершивший
совершить, а потом уже пользоваться [фактами] в какую из двух сторон
следует, ибо в этих случаях иногда получается противоречие, как, например, в
"Алкмеоне" Феодекта.
Разве кто из смертных не чувствовал отвращения к твоей матери?
А он отвечает:
Но здесь следует смотреть [на дело] с различных точек зрения.
И на вопрос Альфесивии: "Как?" Он отвечает:
Они осудили ее на смерть, но не [присудили] мне умертвить ее.
[Такого же рода фактом является] и суд над Демосфеном и над убийцами
Никанора: так как [судьи] решили, что убийцы его справедливо убили, то
показалось, что смерть его была справедлива. То же [можно сказать] и
относительно человека убитого в Фивах, по поводу [смерти] которого
[обвиняемый в убийстве] предлагает рассудить, было ли согласно со
справедливостью, чтобы он умер, так как-де не несправедливо убить человека,
смерть которого согласна со справедливостью.
Еще один [топ получается] из понятия большего и меньшего, например:
если даже боги знают не все, то едва ли [все знают] люди. Это значит, что
если чего-нибудь нет [у человека], у которого это должно бы быть в большей
степени, то ясно, что [этого] нет [и у человека], обладающего этим в меньшей
степени.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz