Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 128


Если же [то, что говорится] неправдоподобно, то должно присовокуплять
основание [своих слов], как делает Софокл; примером могут служить слова
Антигоны, что она больше заботилась о брате, чем о муже и детях, потому что,
в случае погибели мужа и детей, на место их могут явиться другие [муж и
дети].
А когда отец и мать сойти в подземное царство, Другой брат никогда не
может народиться.
Если же ты не можешь привести основания [своих слов], то [должен
сказать], что отлично сознаешь неправдоподобность своих слов, но что таков
уж ты от природы, - потому что люди не верят, что можно добровольно делать
что-нибудь, кроме того, что тебе полезно. Кроме того, пользуйся в рассказе
чертами, относящимися к страстям, касаясь и того, что бывает их следствием,
а также того, что [слушателям] известно, и частностей, которые касаются
самого оратора или его противника, например, "смерив меня сердитым взглядом,
он удалился". Или как Эсхин [говорит] о Кратиле: "Шипя и потрясая руками",
так как [такие выражения] убедительны, ибо то, что слушателям известно,
является признаком того, что им неизвестно. Множество подобных примеров
можно заимствовать из Гомера, [например]:
Так говорила она; Евриклея закрыла руками
Очи.
Действительно, принимаясь плакать, люди закрывают глаза [руками].
Выставь себя сразу человеком известного склада, чтобы слушатели смотрели на
тебя, как именно на такого человека, а на противника [наоборот], но делай
это незаметно. А что это не трудно, это мы видим, когда кто-нибудь является
к нам с известием: и о том, кого мы совсем не знаем, мы все-таки составляем
себе некоторое предположение. Рассказывать следует во многих местах, и
иногда не в начале.
В речах, произносимых перед народным собранием, всего менее рассказа,
потому что никто не рассказывает будущего, а если и есть рассказ, то он
будет касаться прошедшего, для того, чтобы, припомнив его, с осуждением или
похвалой, [слушатели] лучше рассудили о будущем; но в этом случае [оратор]
принимает на себя обязанность не простого советника. Если же [то, что оратор
говорит], представляется неправдоподобным, [нужно] тотчас же обещать
привести основание для своих слов и изложить его, перед кем они [слушатели]
желают, как, например, Иокаста, в Каркиновом "Эдипе", постоянно дает
обещания в ответ на вопросы того, кто искал ее сына. То же делает и Имон у
Софокла.

ГЛАВА XVII

Анализ третьей части речи (доказательства). Откуда следует заимствовать
и как строить доказательства в речах эпидиктических, произносимых перед
народом и судебных?
Способы убеждения должны иметь аподиктический (доказательный) характер.
Так как спор [может касаться] четырех пунктов, то следует доказывать,
направляя доказательства к спорному пункту, например, если спорят
относительно того, действительно ли что-нибудь было, то при судебном
разбирательстве доказательства следует как можно больше свести к этому; если
же [спорят о том], действительно ли причинен вред, [то и доказательства
должны быть сведены] к этому; и [если спор касается] важности или
справедливости совершенного поступка, то [здесь нужно иметь в виду] также,
точно ли этот факт имел место.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz