|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 128 |
Если же [то, что говорится] неправдоподобно, то должно присовокуплять
основание [своих слов], как делает Софокл; примером могут служить слова
Антигоны, что она больше заботилась о брате, чем о муже и детях, потому что,
в случае погибели мужа и детей, на место их могут явиться другие [муж и
дети].
А когда отец и мать сойти в подземное царство, Другой брат никогда не
может народиться.
Если же ты не можешь привести основания [своих слов], то [должен
сказать], что отлично сознаешь неправдоподобность своих слов, но что таков
уж ты от природы, - потому что люди не верят, что можно добровольно делать
что-нибудь, кроме того, что тебе полезно. Кроме того, пользуйся в рассказе
чертами, относящимися к страстям, касаясь и того, что бывает их следствием,
а также того, что [слушателям] известно, и частностей, которые касаются
самого оратора или его противника, например, "смерив меня сердитым взглядом,
он удалился". Или как Эсхин [говорит] о Кратиле: "Шипя и потрясая руками",
так как [такие выражения] убедительны, ибо то, что слушателям известно,
является признаком того, что им неизвестно. Множество подобных примеров
можно заимствовать из Гомера, [например]:
Так говорила она; Евриклея закрыла руками
Очи.
Действительно, принимаясь плакать, люди закрывают глаза [руками].
Выставь себя сразу человеком известного склада, чтобы слушатели смотрели на
тебя, как именно на такого человека, а на противника [наоборот], но делай
это незаметно. А что это не трудно, это мы видим, когда кто-нибудь является
к нам с известием: и о том, кого мы совсем не знаем, мы все-таки составляем
себе некоторое предположение. Рассказывать следует во многих местах, и
иногда не в начале.
В речах, произносимых перед народным собранием, всего менее рассказа,
потому что никто не рассказывает будущего, а если и есть рассказ, то он
будет касаться прошедшего, для того, чтобы, припомнив его, с осуждением или
похвалой, [слушатели] лучше рассудили о будущем; но в этом случае [оратор]
принимает на себя обязанность не простого советника. Если же [то, что оратор
говорит], представляется неправдоподобным, [нужно] тотчас же обещать
привести основание для своих слов и изложить его, перед кем они [слушатели]
желают, как, например, Иокаста, в Каркиновом "Эдипе", постоянно дает
обещания в ответ на вопросы того, кто искал ее сына. То же делает и Имон у
Софокла.
ГЛАВА XVII
Анализ третьей части речи (доказательства). Откуда следует заимствовать
и как строить доказательства в речах эпидиктических, произносимых перед
народом и судебных?
Способы убеждения должны иметь аподиктический (доказательный) характер.
Так как спор [может касаться] четырех пунктов, то следует доказывать,
направляя доказательства к спорному пункту, например, если спорят
относительно того, действительно ли что-нибудь было, то при судебном
разбирательстве доказательства следует как можно больше свести к этому; если
же [спорят о том], действительно ли причинен вред, [то и доказательства
должны быть сведены] к этому; и [если спор касается] важности или
справедливости совершенного поступка, то [здесь нужно иметь в виду] также,
точно ли этот факт имел место.
|
|