Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 85

А со стороны нравственного смысла [представляется] лучшим
изречение, что не следует, как принято говорить, любить, как бы намереваясь
возненавидеть, но скорее [следует] ненавидеть, как бы намереваясь полюбить.
При этом следует словами вполне ясно выражать свою мысль, если же она не
[выражена ясно], следует присоединять объяснения в виде эпилога, например,
выразившись так: следует любить не так, как принято это говорить, но как бы
намереваясь любить вечно, ибо [любить] иначе свойственно человеку коварному.
Или можно выразиться так: не нравится мне это распространенное [изречение],
ибо истинный друг должен любить так, как будто бы он намеревался любить
вечно. Точно так же [не нравится мне] изречение: "ничего слишком", ибо
дурных людей нужно ненавидеть в крайней степени.
[Изречения] представляют большую подмогу для речей, во-первых,
вследствие тщеславия слушателей, которые радуются, когда кто-нибудь, говоря
вообще, выскажет мнения, которых держатся слушатели в отдельных случаях. То,
что я говорю, станет ясно из последующего, так же, как и способ, каким
должно их [то есть изречения] выискивать. Изречение, как мы сказали, есть
утверждение с общим значением, а слушатели радуются, когда оратор придает
общее значение тому, что они раньше признали своим мнением по отношению к
частным случаям; так, например, кто-нибудь, у кого дурные соседи или дурные
дети, согласится со словами [оратора], что "нет ничего тяжелее соседства",
или что "нет ничего нелепее деторождения". Таким образом [оратор] должен
иметь в виду, какие условия к каким ведут предубеждениям, и говорить о том
же с общей точки зрения. Таково первое из преимуществ, которые представляет
употребление в речи изречений; второе преимущество еще важнее: [изречения]
придают речам характер этический. Те речи отражают в себе характер
[оратора], в которых ясны его намерения, а все изречения таковы, ибо [в них]
приводящий изречение высказывается вообще о намерениях; так что если
изречения по своему нравственному смыслу хороши, то они показывают, что и
человек, приводящий их, обладает нравственно хорошим характером.
Вот что мы сочли нужным сказать об изречении: что оно такое, сколько
видов его, как следует пользоваться им и какую пользу оно приносит.
Скажем теперь об энтимемах вообще - каким образом следует их искать, а
потом о топах, так как каждая из этих вещей представляет особый вид.

ГЛАВА XXII

Энтимема, ее необходимые свойства, - На основании чего следует строить
энтимемы? - Два рода энтимем.
Ранее мы сказали, что энтимема есть силлогизм, и каким образом она есть
силлогизм и чем она отличается от диалектических силлогизмов. Не следует
составлять энтимему, заимствуя [посылки] издалека или заключая в них все
[возможное], ибо в первом случае получится неясность, благодаря длине
[энтимемы], а во втором это просто болтовня, так как говорятся вещи пошлые.
В этом причина, почему люди необразованные в глазах толпы кажутся более
убедительными, чем образованные, как говорят и поэты, что люди
необразованные говорят более музыкально перед толпою: одни [т.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz