|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 85 |
А со стороны нравственного смысла [представляется] лучшим
изречение, что не следует, как принято говорить, любить, как бы намереваясь
возненавидеть, но скорее [следует] ненавидеть, как бы намереваясь полюбить.
При этом следует словами вполне ясно выражать свою мысль, если же она не
[выражена ясно], следует присоединять объяснения в виде эпилога, например,
выразившись так: следует любить не так, как принято это говорить, но как бы
намереваясь любить вечно, ибо [любить] иначе свойственно человеку коварному.
Или можно выразиться так: не нравится мне это распространенное [изречение],
ибо истинный друг должен любить так, как будто бы он намеревался любить
вечно. Точно так же [не нравится мне] изречение: "ничего слишком", ибо
дурных людей нужно ненавидеть в крайней степени.
[Изречения] представляют большую подмогу для речей, во-первых,
вследствие тщеславия слушателей, которые радуются, когда кто-нибудь, говоря
вообще, выскажет мнения, которых держатся слушатели в отдельных случаях. То,
что я говорю, станет ясно из последующего, так же, как и способ, каким
должно их [то есть изречения] выискивать. Изречение, как мы сказали, есть
утверждение с общим значением, а слушатели радуются, когда оратор придает
общее значение тому, что они раньше признали своим мнением по отношению к
частным случаям; так, например, кто-нибудь, у кого дурные соседи или дурные
дети, согласится со словами [оратора], что "нет ничего тяжелее соседства",
или что "нет ничего нелепее деторождения". Таким образом [оратор] должен
иметь в виду, какие условия к каким ведут предубеждениям, и говорить о том
же с общей точки зрения. Таково первое из преимуществ, которые представляет
употребление в речи изречений; второе преимущество еще важнее: [изречения]
придают речам характер этический. Те речи отражают в себе характер
[оратора], в которых ясны его намерения, а все изречения таковы, ибо [в них]
приводящий изречение высказывается вообще о намерениях; так что если
изречения по своему нравственному смыслу хороши, то они показывают, что и
человек, приводящий их, обладает нравственно хорошим характером.
Вот что мы сочли нужным сказать об изречении: что оно такое, сколько
видов его, как следует пользоваться им и какую пользу оно приносит.
Скажем теперь об энтимемах вообще - каким образом следует их искать, а
потом о топах, так как каждая из этих вещей представляет особый вид.
ГЛАВА XXII
Энтимема, ее необходимые свойства, - На основании чего следует строить
энтимемы? - Два рода энтимем.
Ранее мы сказали, что энтимема есть силлогизм, и каким образом она есть
силлогизм и чем она отличается от диалектических силлогизмов. Не следует
составлять энтимему, заимствуя [посылки] издалека или заключая в них все
[возможное], ибо в первом случае получится неясность, благодаря длине
[энтимемы], а во втором это просто болтовня, так как говорятся вещи пошлые.
В этом причина, почему люди необразованные в глазах толпы кажутся более
убедительными, чем образованные, как говорят и поэты, что люди
необразованные говорят более музыкально перед толпою: одни [т.
|
|