|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 73 |
[Завидуем мы] и тем, кто имеет или
приобрел то, чем следовало бы обладать нам или чем мы обладали; поэтому-то
старики [завидуют] молодым, а люди, много истратившие на что-нибудь,
завидуют тем, кто истратил на то же немного. И те, кто еще не достиг или
совсем не достиг чего-нибудь, завидуют тем, кто быстро [достиг этого же
самого]. - Очевидно, из-за чего такие люди радуются, по отношению к кому и в
каком состоянии: как в одном случае они огорчаются, потому что не обладают
чем-нибудь, так в случаях противоположных они будут радоваться, потому что
обладают чем-нибудь. Таким образом если [судьи] придут в такое настроение, а
люди, просящие их о сострадании или о даровании какого-нибудь блага, таковы,
каковы указанные нами люди, то очевидно, что эти последние не добьются
сострадания от власть имеющих.
ГЛАВА XI
Определение соревнования. - Кто доступен соревнованию? - Что возбуждает
соревнование? - Кто возбуждает соревнование? - Отношение соревнования к
презрению.
Отсюда ясно, в каком состоянии люди соревнуются, с кем они соревнуются
и в чем. Соревнование есть некоторая печаль при виде кажущегося присутствия
у людей, подобных нам по своей природе, благ, которые связаны с почетом и
которые могли быть приобретены нами самими, [печаль, являющаяся] не потому,
что эти блага есть у другого, а потому что их нет также у нас самих.
Поэтому-то соревнование есть нечто хорошее и бывает у людей хороших, а
зависть есть нечто низкое и бывает у низких людей. В первом случае человек,
под влиянием соревнования, старается сам о том, чтобы достигнуть благ, а во
втором, под влиянием зависти, - о том, чтоб его ближний не пользовался этими
благами. Склонными же к соревнованию будут необходимо люди, считающие себя
достойными тех благ, которых они не имеют, ибо никто не желает того, что
кажется невозможным. Поэтому-то такими [то есть склонными к соревнованию]
бывают люди молодые и люди великодушные, а также люди, обладающие такими
благами, которые достойны мужей, пользующихся уважением; к числу этих благ
принадлежит богатство, обилие друзей, власть и другие тому подобные блага:
так как им подобает быть людьми хорошими, то они соревнуются в достижении
таких благ, потому что они должны принадлежать людям хорошим. [Склонны к
соревнованию] также люди, которых другие считают достойными [этих благ].
Точно так же люди, предки, или родственники, или близкие, или
соотечественники, или отечество которых пользуется уважением, выказывают в
этом отношении соревнование, потому что считают это близким себе и себя
достойными этого. - Если соревнование проявляется по отношению к благам,
пользующимся уважением, то сюда необходимо нужно относить добродетели и все
то, с помощью чего можно приносить пользу и оказывать благодеяние другим
людям, потому что люди уважают благодетелей и людей добродетельных, а также
все те блага, которыми могут пользоваться и наши ближние, каковы, например,
богатство и красота более, чем здоровье.
|
|