Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 56

[Сердимся мы] и на тех, кто не
благодарит нас, потому что в [этом случае] пренебрежение противно приличию,
а также на тех, кто иронизирует, когда мы говорим серьезно, так как ирония
заключает в себе нечто презрительное, и на тех, кто, благотворя другим, не
благотворит нам, потому что не удостаивать человека тем, чем удостаиваешь
других, значит презирать его. И забвение может вызывать гнев, например,
забвение имен, хотя это вещь незначительная. Дело в том, что забвение
кажется признаком пренебрежения: забвение является следствием некоторого
рода нерадения, а нерадение есть некоторого рода пренебрежение.
Итак, мы сказали о том, на кого люди сердятся, в каком состоянии и по
каким причинам. Очевидно, что обязанность [оратора] - привести слушателей в
такое состояние, находясь в котором люди сердятся, и [убедить их], что
противники причастны тому, на что [слушатели] должны сердиться, и что [эти
противники] таковы, каковы бывают люди, на которых сердятся.

ГЛАВА III

Определение понятия "быть милостивым". - К кому и почему люди бывают
милостивы? - В каком настроении люди бывают милостивы? - Как должен
пользоваться оратор этой страстью для своей цели?
Так как понятие "сердиться" противоположно понятию "быть милостивым" и
гнев противоположен милости, то следует рассмотреть, находясь в каком
состоянии, люди бывают милостивы, по отношению к кому они бывают милостивы и
вследствие чего они делаются милостивыми. Определим понятие
"смилостивиться", как прекращение и успокоение гнева. Если же люди гневаются
на тех, кто ими пренебрегает, а пренебрежение есть нечто произвольное, то
очевидно, что они бывают милостивы по отношению к тем, кто не делает ничего
подобного, или делает это непроизвольно, или кажется таковым, и к тем, кто
желал сделать противоположное тому, что сделал, и ко всем тем, кто к нам
относится так же, как к самому себе, ибо ни о ком не думают, что он
относится с пренебрежением к самому себе, - и к тем, кто сознается и
раскаивается [в своей вине]: в этом случае люди перестают сердиться, как бы
получив вознаграждение в виде сожаления о сделанном. Доказательство этому
[можно найти] при наказании рабов: мы больше наказываем тех, кто нам
возражает и отрицает свою вину, а на тех, кто признает себя достойным
наказания, мы перестаем сердиться. Причина этому та, что отрицание
очевидного есть бесстыдство, а бесстыдство есть пренебрежение и презрение,
потому что мы не стыдимся тех, кого сильно презираем. [Мы бываем милостивы]
еще к тем, кто принижает себя по отношению к нам и не противоречит нам, ибо
полагаем, что такие люди признают себя более слабыми, [чем мы], а люди более
слабые испытывают страх, испытывая же страх, никто не склонен к
пренебрежению. А что гнев исчезает по отношению к лицам, принижающим себя,
это видно и на собаках, которые не кусают людей, когда они садятся.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz