|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 56 |
[Сердимся мы] и на тех, кто не
благодарит нас, потому что в [этом случае] пренебрежение противно приличию,
а также на тех, кто иронизирует, когда мы говорим серьезно, так как ирония
заключает в себе нечто презрительное, и на тех, кто, благотворя другим, не
благотворит нам, потому что не удостаивать человека тем, чем удостаиваешь
других, значит презирать его. И забвение может вызывать гнев, например,
забвение имен, хотя это вещь незначительная. Дело в том, что забвение
кажется признаком пренебрежения: забвение является следствием некоторого
рода нерадения, а нерадение есть некоторого рода пренебрежение.
Итак, мы сказали о том, на кого люди сердятся, в каком состоянии и по
каким причинам. Очевидно, что обязанность [оратора] - привести слушателей в
такое состояние, находясь в котором люди сердятся, и [убедить их], что
противники причастны тому, на что [слушатели] должны сердиться, и что [эти
противники] таковы, каковы бывают люди, на которых сердятся.
ГЛАВА III
Определение понятия "быть милостивым". - К кому и почему люди бывают
милостивы? - В каком настроении люди бывают милостивы? - Как должен
пользоваться оратор этой страстью для своей цели?
Так как понятие "сердиться" противоположно понятию "быть милостивым" и
гнев противоположен милости, то следует рассмотреть, находясь в каком
состоянии, люди бывают милостивы, по отношению к кому они бывают милостивы и
вследствие чего они делаются милостивыми. Определим понятие
"смилостивиться", как прекращение и успокоение гнева. Если же люди гневаются
на тех, кто ими пренебрегает, а пренебрежение есть нечто произвольное, то
очевидно, что они бывают милостивы по отношению к тем, кто не делает ничего
подобного, или делает это непроизвольно, или кажется таковым, и к тем, кто
желал сделать противоположное тому, что сделал, и ко всем тем, кто к нам
относится так же, как к самому себе, ибо ни о ком не думают, что он
относится с пренебрежением к самому себе, - и к тем, кто сознается и
раскаивается [в своей вине]: в этом случае люди перестают сердиться, как бы
получив вознаграждение в виде сожаления о сделанном. Доказательство этому
[можно найти] при наказании рабов: мы больше наказываем тех, кто нам
возражает и отрицает свою вину, а на тех, кто признает себя достойным
наказания, мы перестаем сердиться. Причина этому та, что отрицание
очевидного есть бесстыдство, а бесстыдство есть пренебрежение и презрение,
потому что мы не стыдимся тех, кого сильно презираем. [Мы бываем милостивы]
еще к тем, кто принижает себя по отношению к нам и не противоречит нам, ибо
полагаем, что такие люди признают себя более слабыми, [чем мы], а люди более
слабые испытывают страх, испытывая же страх, никто не склонен к
пренебрежению. А что гнев исчезает по отношению к лицам, принижающим себя,
это видно и на собаках, которые не кусают людей, когда они садятся.
|
|