Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 63

[Мы чувствуем себя смелыми], если никогда не испытывали
несправедливости и сами никогда не поступали несправедливо, если у нас или
совсем нет противников, или же они бессильны, или если они, обладая силой,
дружески к нам расположены, в силу того, что они или оказали нам
благодеяние, или сами видели от нас добро, и если люди, интересы которых
тождественны с нашими, составляют большинство, или превосходят остальных
силой, или то и другое вместе. А смелое настроение появляется у людей в тех
случаях, когда они сознают, что, имея в прошлом во многом успехи, они ни в
чем не терпели неудачи, или что, будучи много раз в ужасном положении, они
всегда счастливо выходили из него. Вообще люди бесстрастно относятся [к
опасности] по одной из двух причин: потому что не испытали ее и потому что
знают, как помочь. Так и во время морского путешествия смело смотрят на
предстоящие опасности люди, незнакомые с бурями, и люди, по своей опытности
знающие средства к спасенью. [Смелы мы] и в тех случаях, когда данная вещь
не страшна для подобных нам, или для более слабых, чем мы, и для тех, кого,
как нам кажется, мы превосходим силой, а таковыми мы считаем людей в том
случае, если мы одержали верх над ними самими, или над людьми,
превосходящими их силой, или над людьми им подобными. [Смелы мы] и тогда,
когда, как нам кажется, на нашей стороне перевес и в количестве, и в
качестве тех средств, обладание которыми делает людей страшными, а таковы:
значительное состояние, физическая сила, могущество друзей, укрепленность
страны, обладание всеми или важнейшими способами для борьбы. [Смелы мы] и в
том случае, если мы никого не обидели, или обидели немногих, или тех, кого
не боимся, и если боги вообще нам покровительствуют, [и это выражается] как
во всем прочем, так и в знамениях и прорицаниях оракула: гнев соединен с
смелостью, а сознание, что не мы неправы, а нас обижают, возбуждает гнев;
божество же мы представляем себе помощником обиженных. [Мы бываем смелы] еще
тогда, когда, делая сами нападение, мы полагаем, что ни теперь, ни
впоследствии мы не можем потерпеть никакой неудачи, или что, напротив, будем
иметь успех.

ГЛАВА VI

Определение стыда. - Что постыдно и почему? - Кого люди стыдятся и
почему? - В каком состоянии люди испытывают стыд?
Итак, мы сказали о том, что внушает страх и делает смелым. Из
последующего станет ясно, чего мы стыдимся и чего не стыдимся, перед кем и в
каком состоянии мы испытываем стыд. Пусть будет стыд - некоторого рода
страдание или смущение по поводу зол, настоящих, прошедших или будущих,
которые, как представляется, влекут за собой бесчестье, а бесстыдство есть
некоторого рода презрение и равнодушие к тому же самому. Если стыд таков,
как мы его определили, то человек необходимо должен стыдиться всех тех зол,
которые кажутся постыдными или ему самому, или тем, на кого он обращает
внимание. Таковы, во-первых, все действия, проистекающие от дурных
нравственных качеств, например, бросить щит или убежать [с поля битвы],
потому что это является следствием трусости; присвоить себе вверенный залог,
потому что это происходит от несправедливости; сближаться с людьми, с
которыми не следует, где не следует или когда не следует, потому что это
происходит от распущенности.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz