Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 9

Мы сказали, таким образом, из чего составляются способы
убеждения, кажущиес аподиктическими. Между энтимемами есть одно громадное
различие, совершенно забываемое почти всеми исследователями, оно - то же,
что и относительно диалектического метода силлогизмов; заключается оно в
том, что одни из энтимем образуются согласно с риторическим, а также с
диалектическим методом силлогизмов, другие же согласно с другими искусствами
и возможностями (6uva|jЈiq), из которых одни уже существуют в законченном
виде, а другие еще не получили полной законченности. Вследствие этого люди,
пользующиеся ими, сами незаметно для себя пользуясь ими больше, чем следует,
выходят из своей роли простых ораторов. Сказанное нами станет яснее, если мы
подробнее разовьем нашу мысль. Я говорю, что силлогизмы диалектические и
риторические касаются того, о чем мы говорим общими местами (топами
-tottoi); они общие для рассуждений о справедливости, о явлениях природы и о
многих других, отличных один от другого предметах; таков, например, топ
большего и меньшего, потому что одинаково удобно на основании его построить
силлогизм или энтимему как относительно справедливости и явлений природы,
так и относительно какого бы то ни было другого предмета, хотя бы эти
предметы и были совершенно различны по природе. Частными же я называю
энтимемы, которые выведены из посылок, относящихся к отдельным родам и видам
явлений, так, например, есть посылки физики, из которых нельзя вывести
энтимему или силлогизм относительно этики, а в области этики есть другие
посылки, из которых нельзя сделать никакого вывода для физики, точно так же
и в области всех [других наук]. Те [энтимемы первого рода, то есть, tottoi]
не сделают человека сведущим в области какой-нибудь частной науки, потому
что они не касаются какого-нибудь определенного предмета. Что же касается
энтимем второго рода, то чем лучше мы будем выбирать посылки, тем скорее
незаметным образом мы образуем область науки, отличной от диалектики и
риторики, и если мы доберемся до основных положений, то будем иметь перед
собой уже не диалектику и риторику, а ту науку, основными положениями
которой мы овладели. Большая часть энтимем выводится из этих частных
специальных положений; из топов их выводится меньше.
Теперь точно так же, как и в топике, нам нужно рассмотреть виды
энтимем, а также топы, из которых их нужно выводить. Видами я называю
посылки, свойственные каждому отдельному роду предметов, а топами - посылки,
одинаково общие всем предметам.
Итак, поговорим сначала о видах. Предварительно же рассмотрим роды
риторики, чтобы, определив число их, разобрать элементы и посылки каждого из
них в отдельности.

ГЛАВА III

Три элемента, из которых слагается речь. - Три рода слушателей. - Три
рода риторических речей. - Предмет речей совещательных, судебных,
эпидиктических. -Время, которое имеет в виду каждый из трех родов речи.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz