Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 55

И тут [мы сердимся] гораздо больше, если
подозреваем, что [того, что в нас подвергается осмеянию], в нас или совсем
нет, или что оно есть в незначительной степени, или же что [другим] кажется,
что этого в нас нет. Если же мы считаем себя в высокой степени обладающими
тем, из-за чего над нами смеются, тогда мы не обращаем внимания [на
насмешки]. И на друзей [в таких случаях мы сердимся] больше, чем на
недругов, потому что считаем более естественным видеть с их стороны добро,
чем зло. [Сердимся мы] также на тех, кто обыкновенно обнаруживает по
отношению к нам уважение или внимание, если эти люди начинают иначе
относиться к нам, ибо полагаем, что они нас презирают, - иначе они поступали
бы по-прежнему. [Мы сердимся] еще и на тех, кто не платит нам за добро и не
воздает нам равным за равное, а также на тех, кто, будучи ниже нас,
действует нам наперекор, ибо все такие люди, по-видимому, презирают нас,
одни - [потому что смотрят на нас], как на людей, ниже их стоящих, другие -
[так как считают, что благодеяние оказано им людьми], ниже их стоящими. И
еще больше [мы сердимся], когда нам выказывают пренебрежение люди,
совершенно ничтожные, потому что гнев вызывается пренебрежением со стороны
лиц, которыми не следовало бы нами пренебрегать, а людям, ниже нас стоящим,
именно не следует относиться к нам с пренебрежением. [Сердимся мы] и на
друзей, если они не говорят хорошо о нас или не поступают по-дружески по
отношению к нам, и еще более [мы сердимся], если они держатся
противоположного образа действий и если они не замечают, что мы в них
нуждаемся, как например, Плексипп в трагедии Антифонта, сердился на
Мелеагра, потому что не замечать этого есть признак пренебрежения, и [нужды
тех], о ком мы заботимся, не ускользают от нашего внимания. [Сердимся мы]
еще на тех, кто радуется нашим несчастьям или кто вообще чувствует себя
хорошо при наших бедствиях, потому что такое отношение свойственно врагу или
человеку, относящемуся к нам с пренебрежением. [Гнев наш обращается] и
против тех лиц, которые, огорчая нас, нисколько об этом не заботятся;
поэтому мы сердимся на тех, кто приносит нам дурные вести, - а также на тех,
кто спокойно слышит о наших несчастьях или созерцает их, потому что такие
люди тождественны с людьми, презирающими нас или враждебны нам, так как
друзья соболезнуют нам и все чувствуют печаль, взирая на свои собственные
бедствия. Еще [мы сердимся] на тех, кто выказывает нам пренебрежение в
присутствии пяти родов лиц: тех, с кем мы соперничаем, кому мы удивляемся,
для кого желаем быть предметом удивления, кого совестимся и кто нас
совестится; если кто-нибудь обнаружит к нам пренебрежение в присутствии
таких лиц, мы сильнее сердимся. Еще [мы сердимся] на тех, кто обнаруживает
пренебрежение к лицам, которых нам стыдно не защитить, например, к нашим
родителям, детям, женам, подчиненным.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz