|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 55 |
И тут [мы сердимся] гораздо больше, если
подозреваем, что [того, что в нас подвергается осмеянию], в нас или совсем
нет, или что оно есть в незначительной степени, или же что [другим] кажется,
что этого в нас нет. Если же мы считаем себя в высокой степени обладающими
тем, из-за чего над нами смеются, тогда мы не обращаем внимания [на
насмешки]. И на друзей [в таких случаях мы сердимся] больше, чем на
недругов, потому что считаем более естественным видеть с их стороны добро,
чем зло. [Сердимся мы] также на тех, кто обыкновенно обнаруживает по
отношению к нам уважение или внимание, если эти люди начинают иначе
относиться к нам, ибо полагаем, что они нас презирают, - иначе они поступали
бы по-прежнему. [Мы сердимся] еще и на тех, кто не платит нам за добро и не
воздает нам равным за равное, а также на тех, кто, будучи ниже нас,
действует нам наперекор, ибо все такие люди, по-видимому, презирают нас,
одни - [потому что смотрят на нас], как на людей, ниже их стоящих, другие -
[так как считают, что благодеяние оказано им людьми], ниже их стоящими. И
еще больше [мы сердимся], когда нам выказывают пренебрежение люди,
совершенно ничтожные, потому что гнев вызывается пренебрежением со стороны
лиц, которыми не следовало бы нами пренебрегать, а людям, ниже нас стоящим,
именно не следует относиться к нам с пренебрежением. [Сердимся мы] и на
друзей, если они не говорят хорошо о нас или не поступают по-дружески по
отношению к нам, и еще более [мы сердимся], если они держатся
противоположного образа действий и если они не замечают, что мы в них
нуждаемся, как например, Плексипп в трагедии Антифонта, сердился на
Мелеагра, потому что не замечать этого есть признак пренебрежения, и [нужды
тех], о ком мы заботимся, не ускользают от нашего внимания. [Сердимся мы]
еще на тех, кто радуется нашим несчастьям или кто вообще чувствует себя
хорошо при наших бедствиях, потому что такое отношение свойственно врагу или
человеку, относящемуся к нам с пренебрежением. [Гнев наш обращается] и
против тех лиц, которые, огорчая нас, нисколько об этом не заботятся;
поэтому мы сердимся на тех, кто приносит нам дурные вести, - а также на тех,
кто спокойно слышит о наших несчастьях или созерцает их, потому что такие
люди тождественны с людьми, презирающими нас или враждебны нам, так как
друзья соболезнуют нам и все чувствуют печаль, взирая на свои собственные
бедствия. Еще [мы сердимся] на тех, кто выказывает нам пренебрежение в
присутствии пяти родов лиц: тех, с кем мы соперничаем, кому мы удивляемся,
для кого желаем быть предметом удивления, кого совестимся и кто нас
совестится; если кто-нибудь обнаружит к нам пренебрежение в присутствии
таких лиц, мы сильнее сердимся. Еще [мы сердимся] на тех, кто обнаруживает
пренебрежение к лицам, которых нам стыдно не защитить, например, к нашим
родителям, детям, женам, подчиненным.
|
|