|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 60 |
Вообще [мы любим] тех людей, которые
сильно привязаны к своим друзьям и не покидают их, потому что из хороших
людей наибольшей любовью пользуются именно те, которые хороши в любви.
[Любим мы] и тех, кто не притворяется перед нами, - таковы, например,
те люди, которые говорят о своих недостатках, ибо, как мы сказали, перед
друзьями мы не стыдимся того, от чего может зависеть репутация; итак, если
человек, испытывающий [в подобных случаях] стыд, не любит, то человек, не
испытывающий стыда, похож на любящего. [Мы любим] еще людей, которые не
внушают нам страха и на которых полагаемся, потому что никто не любит того,
кого боится. Виды любви - товарищество, свойство, родство и т. п. Порождает
дружбу услуга, когда окажешь ее, не ожидая просьбы, и когда, оказав ее, не
выставляешь ее на вид, ибо в таком случае кажется, что [услуга оказана] ради
самого человека, а не ради чего-нибудь другого.
Что касается вражды и ненависти, то очевидно, что их нужно
рассматривать с помощью понятий противоположных. Вражду порождает гнев,
оскорбление, клевета. Гнев проистекает из вещей, имеющих непосредственное
отношение к нам самим, а вражда может возникнуть и без этого, потому что раз
мы считаем человека таким-то, мы ненавидим его. Гнев всегда бывает направлен
против отдельных объектов, например, против Каллия или Сократа, а ненависть
[может быть направлена] и против целого рода объектов, например, всякий
ненавидит вора и клеветника. Гнев врачуется временем, ненависть же
неизлечима. Первый есть стремление вызвать досаду, а вторая [стремится
причинить] зло, ибо человек гневающийся желает дать почувствовать свой гнев,
а для человека ненавидящего это совершенно безразлично. Все, возбуждающее
огорчение, дает себя чувствовать, но вовсе не дает себя чувствовать
величайшее зло, несправедливость и безумие, так как нас нисколько не
огорчает присутствие порока. Гнев соединен с чувством огорчения, а ненависть
не соединена с ним: человек сердящийся испытывает огорчение, а человек
ненавидящий не испытывает; первый может смягчиться, если [на долю
ненавидимого] падет много [неприятностей], а второй [не смягчится] ни в
каком случае, потому что первый желает, чтобы тот, на кого он сердится, за
что-нибудь пострадал, а второй желает, чтобы [его врага] не было.
Из вышесказанного очевидно, что возможно как доказать, что такие-то
люди друзья или враги, когда они действительно таковы, так и выставить их
таковыми, когда на самом деле они не таковы, возможно и уничтожить [дружбу
или вражду], существующую только на словах, и склонить в какую угодно
сторону тех, кто колеблется под влиянием гнева или вражды.
ГЛАВА V
Определение страха. - Чего люди боятся? - Что подходит под понятие
страшного и почему? - В каком состоянии люди испытывают страх? - Понятие
смелости, определение его. - Когда и почему люди бывают смелы?
Чего и кого и в каком состоянии люди боятся, будет ясно из следующего.
|
|