Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 60

Вообще [мы любим] тех людей, которые
сильно привязаны к своим друзьям и не покидают их, потому что из хороших
людей наибольшей любовью пользуются именно те, которые хороши в любви.
[Любим мы] и тех, кто не притворяется перед нами, - таковы, например,
те люди, которые говорят о своих недостатках, ибо, как мы сказали, перед
друзьями мы не стыдимся того, от чего может зависеть репутация; итак, если
человек, испытывающий [в подобных случаях] стыд, не любит, то человек, не
испытывающий стыда, похож на любящего. [Мы любим] еще людей, которые не
внушают нам страха и на которых полагаемся, потому что никто не любит того,
кого боится. Виды любви - товарищество, свойство, родство и т. п. Порождает
дружбу услуга, когда окажешь ее, не ожидая просьбы, и когда, оказав ее, не
выставляешь ее на вид, ибо в таком случае кажется, что [услуга оказана] ради
самого человека, а не ради чего-нибудь другого.
Что касается вражды и ненависти, то очевидно, что их нужно
рассматривать с помощью понятий противоположных. Вражду порождает гнев,
оскорбление, клевета. Гнев проистекает из вещей, имеющих непосредственное
отношение к нам самим, а вражда может возникнуть и без этого, потому что раз
мы считаем человека таким-то, мы ненавидим его. Гнев всегда бывает направлен
против отдельных объектов, например, против Каллия или Сократа, а ненависть
[может быть направлена] и против целого рода объектов, например, всякий
ненавидит вора и клеветника. Гнев врачуется временем, ненависть же
неизлечима. Первый есть стремление вызвать досаду, а вторая [стремится
причинить] зло, ибо человек гневающийся желает дать почувствовать свой гнев,
а для человека ненавидящего это совершенно безразлично. Все, возбуждающее
огорчение, дает себя чувствовать, но вовсе не дает себя чувствовать
величайшее зло, несправедливость и безумие, так как нас нисколько не
огорчает присутствие порока. Гнев соединен с чувством огорчения, а ненависть
не соединена с ним: человек сердящийся испытывает огорчение, а человек
ненавидящий не испытывает; первый может смягчиться, если [на долю
ненавидимого] падет много [неприятностей], а второй [не смягчится] ни в
каком случае, потому что первый желает, чтобы тот, на кого он сердится, за
что-нибудь пострадал, а второй желает, чтобы [его врага] не было.
Из вышесказанного очевидно, что возможно как доказать, что такие-то
люди друзья или враги, когда они действительно таковы, так и выставить их
таковыми, когда на самом деле они не таковы, возможно и уничтожить [дружбу
или вражду], существующую только на словах, и склонить в какую угодно
сторону тех, кто колеблется под влиянием гнева или вражды.

ГЛАВА V

Определение страха. - Чего люди боятся? - Что подходит под понятие
страшного и почему? - В каком состоянии люди испытывают страх? - Понятие
смелости, определение его. - Когда и почему люди бывают смелы?
Чего и кого и в каком состоянии люди боятся, будет ясно из следующего.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz