Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 50

Если же пытка
невыгодна для нас и выгодна для нашего противника, в таком случае можно
оспаривать истинность такого рода свидетельств путем рассуждения о характере
пыток вообще, - что во время пытки под влиянием принуждения ложь говорится
так же легко, как и правда, причем одни более выносливые, упорно утаивают
истину, а другие легко говорят ложь, чтобы поскорей избавиться от пытки. При
этом нужно иметь наготове подобные действительно бывшие примеры, известные
судьям. Следует говорить, что пытка не может способствовать обнаружению
истины, потому что многие тупые и крепкие люди, будучи сильны духом,
мужественно выносят пытку, а люди трусливые и робкие, еще не видя пытки,
пугаются ее, так что пытка не заключает в себе ничего надежного.
Что касается клятв, то здесь следует различать следующие четыре случая:
или одна сторона требует клятвы от другой и, в то же время, принимает также
требование от другой стороны; или нет ни того, ни другого; или есть
что-нибудь одно и нет другого, то есть, или требуют клятвы, не принимая сами
требования ее, или принимают требование, сами не требуя ее. Помимо этого
может быть еще случай другого рода - если клятва была принесена раньше
истцом или его противником.
Не требуют принесения клятвы под тем предлогом, что люди легко приносят
ложные клятвы, и что, принеся клятву, противник освобождается от своего
обязательства, между тем как, если клятва не принесена противником, истец
может рассчитывать на его осуждение, что опасности, которой подвергается
истец в зависимости от судей, он отдает предпочтение, потому что судьям он
доверяет, противнику же нет.
Отклонять требование клятвы можно под тем предлогом, что она была бы
произнесена в видах получения денежной выгоды, и что он, говорящий, принес
бы нужную клятву, если бы был дурным человеком, потому что лучше быть дурным
ради чего-нибудь, чем без всякой причины, если же [зная], что принеся
присягу, я получу желаемое, а не принеся, ничего не получу, все же
отказываюсь принести ее, то отказ от клятвы нужно объяснять моими
прекрасными нравственными качествами, а не страхом оказаться
клятвопреступником.
В этом случае пригодно изречение Ксенофана, что когда человек безбожный
делает вызов человеку благочестивому, стороны представляются неравными;
здесь мы имеем дело с таким же случаем, как если бы человек сильный вызывал
слабого человека на бой или [лучше сказать] на побиение Если мы принимаем
требование клятвы от нашего противника, мы можем мотивировать это тем, что
мы доверяем себе, а к своему противнику никакого доверия не чувствуем. Здесь
снова можно привести изречение Ксенофана, изменив его в том смысле, что
положение уравнивается, если нечестный человек требует клятвы, а человек
честный принесет ее, что странно отказаться от принесения клятвы в деле, в
котором от самих судей требуешь клятвы.
Если же мы требуем клятвы от противника, то для объяснения этого можно
сказать, что желание вверить свое дело Богу - желание благочестивое, что мы
не имеем никакой нужды желать других судей, потому что решение дела
предоставляется самому противнику и что бессмысленно не желать приносить
клятву там, где от других требуешь клятвы.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz