|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 64 |
[Постыдно] также добиваться выгоды в вещах
незначительных или постыдных или от лиц беззащитных, например, бедных или
мертвых, откуда и пословица "содрать с мертвого" - потому что это происходит
от позорного корыстолюбия и скаредности. Постыдно, имея возможность оказать
помощь деньгами, не помочь или помочь меньше, [чем можно], а также
[постыдно] получать пособие от людей менее достаточных, [чем мы], и занимать
деньги у человека, который, по-видимому, сам готов просить взаймы, и просить
еще, когда [тот, по-видимому, хочет] получить обратно, и требовать обратно у
того, кто, [по-видимому, хочет] просить, и хвалить вещь для того, чтобы
показалось, будто мы ее просим, и продолжать это, потерпев неудачу; все это
- признаки скаредности. Хвалить людей в лицо - признак лести; слишком
расхваливать хорошее и замазывать дурное, чрезмерно соболезновать горю
человека в его присутствии, и все подобное постыдно, потому что все это -
признаки лести. [Постыдно] также не переносить трудов, которые переносят
люди более старые или более изнеженные, [чем мы], или люди, находящиеся в
лучшем положении, [чем мы], или вообще люди более слабые, потому что все это
- признаки изнеженности. [Постыдно] получать благодеяния от другого и часто
получать их, [постыдно] также попрекать оказанным благодеянием, потому что
все это - признаки малодушия и низости. [Постыдно] также постоянно говорить
о себе, выставлять себя напоказ и выдавать чужое за свое, потому что [все
это - признаки] хвастовства. Сюда же относятся и поступки, вытекающие из
всех других дурных нравственных качеств, признаки их и все подобное им,
потому что [все такое] позорно и бесстыдно.
Сверх того [позорно] быть совершенно непричастным тем прекрасным
качествам, которыми обладают все, или все подобные нам люди, или большинство
их (подобными называю единоплеменников, сограждан, сверстников,
родственников, вообще всех, находящихся в равных с нами условиях); постыдно
во всяком случае не обладать, например, образованием в той степени, в какой
они им обладают, а также и другими подобными качествами. Все это тем еще
более (постыдно], если недостаток является следствием собственной вины
человека: если он сам виноват в том, что с ним происходит, происходило или
будет происходить, то это прямо зависит от его нравственного несовершенства.
Во-вторых, стыд вызывается и тем, что люди претерпевают со стороны
других, именно когда они переносят, перенесли или могут перенести что-либо
такое, что ведет к бесчестию и позору; когда, например, оказывают услуги
своим телом или являются объектом позорящих деяний, которыми наносится
оскорбление. Если эти поступки проистекают от распущенности, [они постыдны],
произвольны они или непроизвольны; если они являются следствием насилия, [то
они постыдны], если непроизвольны, потому что терпеть и не защищаться значит
выказать отсутствие мужества и трусость.
Итак, люди стыдятся таких и им подобных вещей.
|
|