Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 64

[Постыдно] также добиваться выгоды в вещах
незначительных или постыдных или от лиц беззащитных, например, бедных или
мертвых, откуда и пословица "содрать с мертвого" - потому что это происходит
от позорного корыстолюбия и скаредности. Постыдно, имея возможность оказать
помощь деньгами, не помочь или помочь меньше, [чем можно], а также
[постыдно] получать пособие от людей менее достаточных, [чем мы], и занимать
деньги у человека, который, по-видимому, сам готов просить взаймы, и просить
еще, когда [тот, по-видимому, хочет] получить обратно, и требовать обратно у
того, кто, [по-видимому, хочет] просить, и хвалить вещь для того, чтобы
показалось, будто мы ее просим, и продолжать это, потерпев неудачу; все это
- признаки скаредности. Хвалить людей в лицо - признак лести; слишком
расхваливать хорошее и замазывать дурное, чрезмерно соболезновать горю
человека в его присутствии, и все подобное постыдно, потому что все это -
признаки лести. [Постыдно] также не переносить трудов, которые переносят
люди более старые или более изнеженные, [чем мы], или люди, находящиеся в
лучшем положении, [чем мы], или вообще люди более слабые, потому что все это
- признаки изнеженности. [Постыдно] получать благодеяния от другого и часто
получать их, [постыдно] также попрекать оказанным благодеянием, потому что
все это - признаки малодушия и низости. [Постыдно] также постоянно говорить
о себе, выставлять себя напоказ и выдавать чужое за свое, потому что [все
это - признаки] хвастовства. Сюда же относятся и поступки, вытекающие из
всех других дурных нравственных качеств, признаки их и все подобное им,
потому что [все такое] позорно и бесстыдно.
Сверх того [позорно] быть совершенно непричастным тем прекрасным
качествам, которыми обладают все, или все подобные нам люди, или большинство
их (подобными называю единоплеменников, сограждан, сверстников,
родственников, вообще всех, находящихся в равных с нами условиях); постыдно
во всяком случае не обладать, например, образованием в той степени, в какой
они им обладают, а также и другими подобными качествами. Все это тем еще
более (постыдно], если недостаток является следствием собственной вины
человека: если он сам виноват в том, что с ним происходит, происходило или
будет происходить, то это прямо зависит от его нравственного несовершенства.
Во-вторых, стыд вызывается и тем, что люди претерпевают со стороны
других, именно когда они переносят, перенесли или могут перенести что-либо
такое, что ведет к бесчестию и позору; когда, например, оказывают услуги
своим телом или являются объектом позорящих деяний, которыми наносится
оскорбление. Если эти поступки проистекают от распущенности, [они постыдны],
произвольны они или непроизвольны; если они являются следствием насилия, [то
они постыдны], если непроизвольны, потому что терпеть и не защищаться значит
выказать отсутствие мужества и трусость.
Итак, люди стыдятся таких и им подобных вещей.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz