|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 38 |
Так как приятно оказывать благодеяния, то приятно также
поставить на ноги своего ближнего и, вообще говоря, приятно завершать
неоконченное. Раз приятно учение и восхищение, необходимо будет приятно и
все подобное этому, например, подражание, а именно: живопись, ваяние, поэзия
и вообще всякое хорошее подражание, если даже объект подражания сам по себе
не представляет ничего приятного: в этом случае мы испытываем удовольствие
не от самого объекта подражания, а от мысли (умозаключения), что это [то
есть, подражание] равняется тому [то есть, объекту подражания], так что тут
мы имеем познание. Приятны также внезапные перемены, приятно и с трудом
спастись от опасностей, - это приятно потому, что все подобное возбуждает
удивление.
Так как приятно все согласное с природой, а все родственное
соответствует природе одно другого, то по большей части все родственное и
подобное приятно; например, человек приятен для человека, лошадь для лошади,
юноша для юноши, откуда произошли и поговорки, что сверстник веселит
сверстника, что всякий ищет себе подобного, что зверь узнает зверя, и что
галка всегда держится галки, - и все другие подобные пословицы. Так как все
подобное и родственное приятно одно для другого и так как каждый человек
наиболее испытывает это по отношению к самому себе, то все люди необходимо
бывают более или менее себялюбивы, - потому что эти условия [подобия и
равенства] имеют наиболее близкие места по отношению к самому себе. А раз
все люди себялюбивы, для всякого человека необходимо бывает приятно все
свое, например, свои дела и слова; поэтому-то люди по большей части любят
льстецов и поклонников и бывают честолюбивы и чадолюбивы: ведь дети - наши
создания. Приятно также завершить неоконченное дело, потому что оно в этом
случае уже становится нашим собственным делом. Так как очень приятна власть,
то приятно казаться мудрым, так как основание власти в знании, а мудрость
есть знание многих удивительных вещей. Кроме того, так как люди по большей
части честолюбивые, то отсюда необходимо следует, что приятно порицать своих
ближних, приятно и властвовать. Приятно также человеку держаться того, в чем
он, по своему мнению, превосходит сам себя, как говорит поэт:
И к тому труду он привязывается, Уделяя ему большую часть каждого дня,
В котором сам себя превосходит.
Равным образом, так как шутки и всякое отдохновение - приятно, а равно
и смех, то необходимо будет приятно и все, вызывающее смех, - и люди, и
слова, и дела. Но вопрос о смешном мы рассмотрели отдельно в "Поэтике".
Итак, вот что мы имели сказать о приятном. Что же касается неприятного, то
это понятие станет ясным из положении противоположных высказанным.
ГЛАВА XII
Настроения, вызывающие несправедливые поступки. - Условия,
благоприятствующие безнаказанности преступлений и проступков.
Итак, вот причины, побуждающие людей поступать несправедливо. Теперь
скажем о том, находясь в каком нравственном состоянии они поступают
несправедливо, и по отношению к кому они так поступают.
|
|