Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 38

Так как приятно оказывать благодеяния, то приятно также
поставить на ноги своего ближнего и, вообще говоря, приятно завершать
неоконченное. Раз приятно учение и восхищение, необходимо будет приятно и
все подобное этому, например, подражание, а именно: живопись, ваяние, поэзия
и вообще всякое хорошее подражание, если даже объект подражания сам по себе
не представляет ничего приятного: в этом случае мы испытываем удовольствие
не от самого объекта подражания, а от мысли (умозаключения), что это [то
есть, подражание] равняется тому [то есть, объекту подражания], так что тут
мы имеем познание. Приятны также внезапные перемены, приятно и с трудом
спастись от опасностей, - это приятно потому, что все подобное возбуждает
удивление.
Так как приятно все согласное с природой, а все родственное
соответствует природе одно другого, то по большей части все родственное и
подобное приятно; например, человек приятен для человека, лошадь для лошади,
юноша для юноши, откуда произошли и поговорки, что сверстник веселит
сверстника, что всякий ищет себе подобного, что зверь узнает зверя, и что
галка всегда держится галки, - и все другие подобные пословицы. Так как все
подобное и родственное приятно одно для другого и так как каждый человек
наиболее испытывает это по отношению к самому себе, то все люди необходимо
бывают более или менее себялюбивы, - потому что эти условия [подобия и
равенства] имеют наиболее близкие места по отношению к самому себе. А раз
все люди себялюбивы, для всякого человека необходимо бывает приятно все
свое, например, свои дела и слова; поэтому-то люди по большей части любят
льстецов и поклонников и бывают честолюбивы и чадолюбивы: ведь дети - наши
создания. Приятно также завершить неоконченное дело, потому что оно в этом
случае уже становится нашим собственным делом. Так как очень приятна власть,
то приятно казаться мудрым, так как основание власти в знании, а мудрость
есть знание многих удивительных вещей. Кроме того, так как люди по большей
части честолюбивые, то отсюда необходимо следует, что приятно порицать своих
ближних, приятно и властвовать. Приятно также человеку держаться того, в чем
он, по своему мнению, превосходит сам себя, как говорит поэт:
И к тому труду он привязывается, Уделяя ему большую часть каждого дня,
В котором сам себя превосходит.
Равным образом, так как шутки и всякое отдохновение - приятно, а равно
и смех, то необходимо будет приятно и все, вызывающее смех, - и люди, и
слова, и дела. Но вопрос о смешном мы рассмотрели отдельно в "Поэтике".
Итак, вот что мы имели сказать о приятном. Что же касается неприятного, то
это понятие станет ясным из положении противоположных высказанным.

ГЛАВА XII

Настроения, вызывающие несправедливые поступки. - Условия,
благоприятствующие безнаказанности преступлений и проступков.
Итак, вот причины, побуждающие людей поступать несправедливо. Теперь
скажем о том, находясь в каком нравственном состоянии они поступают
несправедливо, и по отношению к кому они так поступают.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz