|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 71 |
обладания благом] благоденствует; люди, недавно
разбогатевшие, причиняют больше огорчения, чем люди давно, из рода в род
[владеющие богатством]; то же самое [можно сказать] о людях, обладающих
властью, могуществом, множеством друзей, прекрасным потомством и другими
тому подобными благами. Точно так же [бывает] в том случае, если вследствие
этого [т. е. одного блага] у них получается какое-нибудь другое благо;
поэтому-то больше огорчают люди недавно разбогатевшие, если через свое
богатство они получают власть, чем люди, владеющие родовым богатством. Точно
то же бывает и в других случаях, и причина этому та, что вторые имеют вид
людей, владеющих тем, что составляет их собственность, а первые - нет,
истинным представляется то, что всегда имеет одинаковый вид, так что первые
[из названных нами людей] имеют вид людей владеющих не тем, что составляет
их собственность. Так как не всякое благо достойно всякого человека, то
здесь есть некоторая аналогия и соответствие, как, например, прекрасное
оружие подходит не для справедливого, а для храброго человека, то и
блестящие партии [приличны] не людям недавно разбогатевшим, а людям
благородного происхождения; и досадно, если человеку хорошему выпадает на
долю что-нибудь неподходящее, точно так же, как если более слабый тягается с
более сильным, особенно, если оба они в одинаковом положении, почему и
сказано:
Но с Аяксом борьбы избегал, с Теламоновым сыном:
Зевс раздражился бы, если б он с мужем сильнейшим сразился.
Если же это и не так [то-есть, они не в одинаковом положении], то
[досадно], если человек, в чем бы то ни было более слабый, тягается с более
сильным, например, человек, занимающийся музыкой, с человеком справедливым,
ибо справедливость выше музыки.
Из сказанного ясно, на кого и за что люди негодуют: это бывает в
указанных и им подобных случаях. Сами же люди в том случае склонны приходить
в негодование, если они заслуживают величайших благ и обладают ими, ибо
несправедливо, чтобы люди неравные между собой удостоились одинаковых
[благ]. Во-вторых, [люди легко приходят в негодование], если они честны и
серьезны, потому что [в таком случае] они имеют правильные суждения и
ненавидят все несправедливое; еще, когда люди честолюбивы и стремятся к
каким-нибудь целям, особенно если их честолюбие касается того, чего другие
достигли незаслуженно. Вообще люди, считающие себя достойными того, чего не
считают достойными других, легко приходят в негодование на этих людей за
это. Поэтому-то люди с рабской душой, низкие и нечестолюбивые не легко
приходят в негодование, потому что нет ничего такого, что они считали бы
себя достойным.
Из сказанного очевидно, какого рода те люди, несчастье, бедствие и
неуспех которых должен радовать или не причинять огорчения, ибо из
изложенного очевидно противоположное ему, так что если речь приведет судей в
такое настроение и покажет, что люди, просящие о сострадании и то, ради чего
они просят о сострадании, не заслуживает того, чтобы достигнуть [своей
цели], а заслуживает того, чтобы не иметь успеха - [в таком случае]
невозможно иметь [к ним] сострадание.
|
|