Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 71

обладания благом] благоденствует; люди, недавно
разбогатевшие, причиняют больше огорчения, чем люди давно, из рода в род
[владеющие богатством]; то же самое [можно сказать] о людях, обладающих
властью, могуществом, множеством друзей, прекрасным потомством и другими
тому подобными благами. Точно так же [бывает] в том случае, если вследствие
этого [т. е. одного блага] у них получается какое-нибудь другое благо;
поэтому-то больше огорчают люди недавно разбогатевшие, если через свое
богатство они получают власть, чем люди, владеющие родовым богатством. Точно
то же бывает и в других случаях, и причина этому та, что вторые имеют вид
людей, владеющих тем, что составляет их собственность, а первые - нет,
истинным представляется то, что всегда имеет одинаковый вид, так что первые
[из названных нами людей] имеют вид людей владеющих не тем, что составляет
их собственность. Так как не всякое благо достойно всякого человека, то
здесь есть некоторая аналогия и соответствие, как, например, прекрасное
оружие подходит не для справедливого, а для храброго человека, то и
блестящие партии [приличны] не людям недавно разбогатевшим, а людям
благородного происхождения; и досадно, если человеку хорошему выпадает на
долю что-нибудь неподходящее, точно так же, как если более слабый тягается с
более сильным, особенно, если оба они в одинаковом положении, почему и
сказано:
Но с Аяксом борьбы избегал, с Теламоновым сыном:
Зевс раздражился бы, если б он с мужем сильнейшим сразился.
Если же это и не так [то-есть, они не в одинаковом положении], то
[досадно], если человек, в чем бы то ни было более слабый, тягается с более
сильным, например, человек, занимающийся музыкой, с человеком справедливым,
ибо справедливость выше музыки.
Из сказанного ясно, на кого и за что люди негодуют: это бывает в
указанных и им подобных случаях. Сами же люди в том случае склонны приходить
в негодование, если они заслуживают величайших благ и обладают ими, ибо
несправедливо, чтобы люди неравные между собой удостоились одинаковых
[благ]. Во-вторых, [люди легко приходят в негодование], если они честны и
серьезны, потому что [в таком случае] они имеют правильные суждения и
ненавидят все несправедливое; еще, когда люди честолюбивы и стремятся к
каким-нибудь целям, особенно если их честолюбие касается того, чего другие
достигли незаслуженно. Вообще люди, считающие себя достойными того, чего не
считают достойными других, легко приходят в негодование на этих людей за
это. Поэтому-то люди с рабской душой, низкие и нечестолюбивые не легко
приходят в негодование, потому что нет ничего такого, что они считали бы
себя достойным.
Из сказанного очевидно, какого рода те люди, несчастье, бедствие и
неуспех которых должен радовать или не причинять огорчения, ибо из
изложенного очевидно противоположное ему, так что если речь приведет судей в
такое настроение и покажет, что люди, просящие о сострадании и то, ради чего
они просят о сострадании, не заслуживает того, чтобы достигнуть [своей
цели], а заслуживает того, чтобы не иметь успеха - [в таком случае]
невозможно иметь [к ним] сострадание.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz