Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 93

Люди побуждают, исходя из этих [мотивов], и отклоняют, исходя из
[мотивов] противоположных. Исходя из тех же самых [мотивов], люди обвиняют и
оправдываются: оправдываются, опираясь [на обстоятельства], препятствующие
[совершению чего-нибудь], и обвиняют, опираясь на [обстоятельства]
способствующие. Этот способ составляет все искусство Памфила и Каллиппа.
Еще один [топ получается] из вещей, которые, по-видимому, совершаются,
но кажутся сами по себе невероятными; [топ этот основывается на том], что
данные вещи не представлялись бы такими, если бы они не существовали или не
были близки [к осуществлению]. И еще более [он основан на том], что люди
верят в то, что существует или что правдоподобно; если же что-нибудь не
возбуждает доверия и неправдоподобно, то оно все-таки может быть истинным,
ибо вещь представляется такой [то есть истинной], не потому что она возможна
и правдоподобна, как например, сказал Андрокл из Питфы, осуждая закон, -
когда в ответ на его слова раздался шум: законы нуждаются в законе, который
бы их исправил, потому что и рыбы нуждаются в соли, хотя представляется
невозможным и неправдоподобным, чтобы нуждались в соли существа, питающиеся
соленостью, - и оливы [нуждаются в масле, хотя кажется невероятным, чтобы в
масле нуждалось] то, из чего масло происходит.
Другой [топ] - изобличительный
[заключается] в рассмотрении противоречий, если какое-нибудь
противоречие очевидно изо всех времен, поступков и речей, и его или [можно
приписать] противнику, например: он говорит, что любит вас, а между тем он
участвовал в заговоре тридцати - или [отнести] к самому себе, например: он
говорит, что я люблю тяжбы, но не может доказать, чтобы я когда-нибудь вел
хотя бы одну тяжбу, - или к самому себе и к противнику, например: этот
человек никогда ничего не ссужал, а я освободил [от рабства] многих из вас.
По отношению к людям и вещам, о которых раньше действительно или
по-видимому создалась клевета, есть еще один топ, заключающийся в изложении
причины извращенного мнения, ибо [всегда] есть нечто, вследствие чего это
так кажется. Так, например, о какой-то женщине, вследствие того, что она
целовала своего сына, распространился слух, что она в связи с мальчиком, но
когда была высказана причина этого, то клевета уничтожилась. И еще как в
Феодектовом "Эанте" Одиссей говорит Эанту, почему он, будучи мужественнее
Эанта, не кажется [таковым].
Еще один [топ проистекает] из причины, [он заключается в
доказательстве], и что что-нибудь есть, если есть [его причина], что
чего-нибудь нет, если нет [причины]; ибо причина и то, чему она служит
причиной, сосуществуют, и ничто не существует без причины; так например,
Леодамант, оправдываясь против обвинения Фрасивула в том, что имя его было
начертано на колонне в Акрополе и что он стер надпись при Тридцати, сказал,
что это не имеет смысла, ибо Тридцать более доверяли бы ему, если бы о его
ненависти к народу было написано [на колонне].



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz