|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 93 |
Люди побуждают, исходя из этих [мотивов], и отклоняют, исходя из
[мотивов] противоположных. Исходя из тех же самых [мотивов], люди обвиняют и
оправдываются: оправдываются, опираясь [на обстоятельства], препятствующие
[совершению чего-нибудь], и обвиняют, опираясь на [обстоятельства]
способствующие. Этот способ составляет все искусство Памфила и Каллиппа.
Еще один [топ получается] из вещей, которые, по-видимому, совершаются,
но кажутся сами по себе невероятными; [топ этот основывается на том], что
данные вещи не представлялись бы такими, если бы они не существовали или не
были близки [к осуществлению]. И еще более [он основан на том], что люди
верят в то, что существует или что правдоподобно; если же что-нибудь не
возбуждает доверия и неправдоподобно, то оно все-таки может быть истинным,
ибо вещь представляется такой [то есть истинной], не потому что она возможна
и правдоподобна, как например, сказал Андрокл из Питфы, осуждая закон, -
когда в ответ на его слова раздался шум: законы нуждаются в законе, который
бы их исправил, потому что и рыбы нуждаются в соли, хотя представляется
невозможным и неправдоподобным, чтобы нуждались в соли существа, питающиеся
соленостью, - и оливы [нуждаются в масле, хотя кажется невероятным, чтобы в
масле нуждалось] то, из чего масло происходит.
Другой [топ] - изобличительный
[заключается] в рассмотрении противоречий, если какое-нибудь
противоречие очевидно изо всех времен, поступков и речей, и его или [можно
приписать] противнику, например: он говорит, что любит вас, а между тем он
участвовал в заговоре тридцати - или [отнести] к самому себе, например: он
говорит, что я люблю тяжбы, но не может доказать, чтобы я когда-нибудь вел
хотя бы одну тяжбу, - или к самому себе и к противнику, например: этот
человек никогда ничего не ссужал, а я освободил [от рабства] многих из вас.
По отношению к людям и вещам, о которых раньше действительно или
по-видимому создалась клевета, есть еще один топ, заключающийся в изложении
причины извращенного мнения, ибо [всегда] есть нечто, вследствие чего это
так кажется. Так, например, о какой-то женщине, вследствие того, что она
целовала своего сына, распространился слух, что она в связи с мальчиком, но
когда была высказана причина этого, то клевета уничтожилась. И еще как в
Феодектовом "Эанте" Одиссей говорит Эанту, почему он, будучи мужественнее
Эанта, не кажется [таковым].
Еще один [топ проистекает] из причины, [он заключается в
доказательстве], и что что-нибудь есть, если есть [его причина], что
чего-нибудь нет, если нет [причины]; ибо причина и то, чему она служит
причиной, сосуществуют, и ничто не существует без причины; так например,
Леодамант, оправдываясь против обвинения Фрасивула в том, что имя его было
начертано на колонне в Акрополе и что он стер надпись при Тридцати, сказал,
что это не имеет смысла, ибо Тридцать более доверяли бы ему, если бы о его
ненависти к народу было написано [на колонне].
|
|