Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 20


Благо - то, противоположное чему есть зло, а также то, противоположное
чему полезно врагам, например, если трусость граждан приносит пользу врагам,
то очевидно, что мужество очень полезно гражданам. Вообще же кажется
полезным противоположное всему тому, чего желают враги и чему они радуются,
поэтому-то сказано:
О/ Возликует Приам...
Но так бывает не всегда, а лишь по большей части, потому что вполне
возможно, что одно и тоже будет полезно для обеих сторон, отчего и
говорится, что "несчастье сводит людей", когда какая-нибудь одна и та же
вещь вредна для обоих. Благом можно назвать также и то, что не есть
крайность, то же, что преступает должную меру, есть зло. То, ради чего
совершено много трудов и сделано много издержек, также представляется
благом, потому что такая вещь уже есть кажущееся благо; она понимается, как
цель, увенчивающая многие усилия, а всякая цель есть благо, поэтому то
сказано:
Вы ли на славу Приаму..., и: Стыд нам и медлить так долго...
Отсюда и пословица: [выронить из рук] кувшин с водой у самой двери.
[Благом представляется] также то, к чему многие стремятся и что кажется
достойным предметом соревнования, ибо то, к чему все стремятся, есть благо,
а понятие большинства людей представляется равным понятию "все люди".
[Благо] и то, что заслуживает похвалы, потому что никто не будет хвалить то,
что не есть благо. То, что хвалят враги и дурные люди, также благо, потому
что в этом случае все как бы согласны между собой, даже и те, которым это
благо причинило вред: такое единодушие является следствием очевидности
блага. Подобно этому дурные люди - те, которых порицают друзья и не порицают
враги, а хорошие - те, которых не порицают даже враги. Поэтому-то коринфяне
считали себя оскорбленными стихом Симонида:
Илион не в претензии на коринфян.
Благо также то, чему оказал предпочтение кто-нибудь из разумных или
хороших мужчин или женщин, например, Афина оказала предпочтение Одиссею,
Фисей Елене, Александру богини и Ахиллу Гомер. - Вообще говоря, [благо] -
то, что заслуживает предпочтения людей, потому что они предпочитают делать
то, что принадлежит к числу вышеуказанных вещей, а также, что имеет значение
зла для врагов и блага для друзей. Кроме того [они предпочитают еще делать]
то, что возможно, возможное же бывает двух родов одно - то, что уже
совершалось, другое - что легко может совершиться. Легко [совершается] то,
что [совершается] без не удовольствия или в короткое время, потому что
трудность какой-нибудь вещи определяется или [сопряженным с ней]
неудовольствием, или продолжительностью времени. [Предпочитают] люди также и
то, что случается согласно их желанию а желают они или того, что не
заключает в себе никакого зла, или того, в чем меньше зла, чем добра, а так
бывает в том случае, когда зло незаметно или незначительно. [Предпочтение
оказывается также тому,] что принадлежит нам и чего ни у кого нет, а также
всему чрезвычайному, потому что обладание такими вещами увеличивает почет,
[пользуется предпочтением] также то, что имеет особенные удобства для нас,
таково то, что подходит к нашему семейному и общественному положению, и что,
по нашему мнению, нам нужно, хотя бы это было и маловажно, несмотря на это,
люди предпочитают делать подобные вещи [Заслуживают предпочтения] также те
вещи, которые легко хорошо выполнить, потому что они, как легкие, возможны,
легкими для исполнения называются такие вещи, которые были совершены
многими, или большинством, или подобными нам людьми, или людьми более
слабыми [чем мы].



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz