|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 21 |
И то, чем мы можем угодить друзьям или досадить врагам, и
что предпочитают делать люди, которым мы удивляемся, и то, к чему мы
особенно способны и в чем сведущи, потому что есть надежда легче иметь успех
в таком деле. И то чего не сделает ни один дурной человек, потому что такие
вещи больше заслуживают похвалы. И то, чего люди страстно желают, потому что
такие вещи не только приятны, но представляются еще лучшими [чем они есть].
Всякий человек избирает то, к чему имеет расположение, как, например,
славолюбивые люди, если дело идет о победе, честолюбивые, если о почете,
корыстолюбивые, если о деньгах; и все другие люди точно так же. Итак, вот
откуда нужно заимствовать способы убеждения относительно блага и полезного.
ГЛАВА VII
Понятия большего блага и более полезного; их анализ; различные
определения этих понятий.
Но так как часто люди, признавая полезными какие-нибудь две вещи,
недоумевают, которая из них полезнее, то вслед за вышесказанным следует
разобрать вопрос о большем благе и более полезном. Вещь, превосходящая
какую-нибудь другую вещь, заключает в себе то же, что есть в этой другой
вещи, и еще нечто сверх того, а вещь, уступающая другой, есть нечто
заключающееся в этой другой вещи. Большая величина и большее число всегда
таково по отношению к чему-нибудь меньшему, а все большое и малое, многое и
немногое таково по отношению к величине [или числу] большинства предметов;
понятие большего обозначает превосходство, а понятие малого -недостаток;
точно так же и понятия многого и немногого.
Так как мы называем благом то, что желательно само по себе, а не ради
чего-нибудь другого, и то, к чему все стремится и к чему стремилось бы все,
если бы было одарено разумом и практическим смыслом, и то, что создает и
сберегает подобные вещи и с чем подобные вещи связаны. Так как цель есть то,
ради чего что-нибудь делается, и так как ради нее делается все остальное,
так как для данного человека благо есть то, что по отношению к этому
человеку обладает указанными свойствами, то отсюда необходимо следует, что
большее количество есть большее благо сравнительно с единицей и меньшим
количеством, если единица или меньшее количество входит в состав большего;
последнее имеет численное превосходство, в чем ему уступает входящая в его
состав [единица и меньшее количество]. И если крупнейший [представитель
какого-нибудь вида] превосходит крупнейшего [представителя другого вида], то
и самый [вид] превосходит этот второй [вид], и [наоборот], если какой-нибудь
[вид] превосходит другой [вид], то и крупнейший [экземпляр первого вида]
превосходит крупнейший [экземпляр второго вида], например, если самый
высокий мужчина выше самой высокой женщины, то и мужчины вообще выше женщин,
и, [наоборот], если мужчины вообще выше женщин, то и самый высокий мужчина
выше самой высокой женщины, потому что превосходство одного вида над другим
аналогично с превосходством их крупнейших экземпляров.
|
|