Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 21

И то, чем мы можем угодить друзьям или досадить врагам, и
что предпочитают делать люди, которым мы удивляемся, и то, к чему мы
особенно способны и в чем сведущи, потому что есть надежда легче иметь успех
в таком деле. И то чего не сделает ни один дурной человек, потому что такие
вещи больше заслуживают похвалы. И то, чего люди страстно желают, потому что
такие вещи не только приятны, но представляются еще лучшими [чем они есть].
Всякий человек избирает то, к чему имеет расположение, как, например,
славолюбивые люди, если дело идет о победе, честолюбивые, если о почете,
корыстолюбивые, если о деньгах; и все другие люди точно так же. Итак, вот
откуда нужно заимствовать способы убеждения относительно блага и полезного.

ГЛАВА VII

Понятия большего блага и более полезного; их анализ; различные
определения этих понятий.
Но так как часто люди, признавая полезными какие-нибудь две вещи,
недоумевают, которая из них полезнее, то вслед за вышесказанным следует
разобрать вопрос о большем благе и более полезном. Вещь, превосходящая
какую-нибудь другую вещь, заключает в себе то же, что есть в этой другой
вещи, и еще нечто сверх того, а вещь, уступающая другой, есть нечто
заключающееся в этой другой вещи. Большая величина и большее число всегда
таково по отношению к чему-нибудь меньшему, а все большое и малое, многое и
немногое таково по отношению к величине [или числу] большинства предметов;
понятие большего обозначает превосходство, а понятие малого -недостаток;
точно так же и понятия многого и немногого.
Так как мы называем благом то, что желательно само по себе, а не ради
чего-нибудь другого, и то, к чему все стремится и к чему стремилось бы все,
если бы было одарено разумом и практическим смыслом, и то, что создает и
сберегает подобные вещи и с чем подобные вещи связаны. Так как цель есть то,
ради чего что-нибудь делается, и так как ради нее делается все остальное,
так как для данного человека благо есть то, что по отношению к этому
человеку обладает указанными свойствами, то отсюда необходимо следует, что
большее количество есть большее благо сравнительно с единицей и меньшим
количеством, если единица или меньшее количество входит в состав большего;
последнее имеет численное превосходство, в чем ему уступает входящая в его
состав [единица и меньшее количество]. И если крупнейший [представитель
какого-нибудь вида] превосходит крупнейшего [представителя другого вида], то
и самый [вид] превосходит этот второй [вид], и [наоборот], если какой-нибудь
[вид] превосходит другой [вид], то и крупнейший [экземпляр первого вида]
превосходит крупнейший [экземпляр второго вида], например, если самый
высокий мужчина выше самой высокой женщины, то и мужчины вообще выше женщин,
и, [наоборот], если мужчины вообще выше женщин, то и самый высокий мужчина
выше самой высокой женщины, потому что превосходство одного вида над другим
аналогично с превосходством их крупнейших экземпляров.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz