Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 89

А [заключение], что бьет своих близких тот, кто бьет своего отца,
[выводится] из того, что если есть меньшее, то есть и большее, ибо реже бьют
своих отцов, чем своих близких. Можно доказывать или так, или же, если
чего-нибудь нет у человека, обладающего этим в большей степени, или если
что-нибудь есть у человека, обладающего этим в меньшей степени, нужно
показать то и другое, [приходится ли доказывать], что что-нибудь есть, или
же, что чего-нибудь нет. [Этот топ имеет силу и в том случае], если
чего-нибудь нет ни в большей, ни в меньшей степени [с обеих сторон], почему
и сказано:
И твой отец достоин сожаления, так как он потерял своих детей,
Но не достоин ли сожаления и Иней, потерявший славного, потомка?
И [отсюда также говорят], что если Тезей не совершил несправедливости,
то не [совершил ее] и Александр, и если не [поступили несправедливо]
Тиндариды, то не [поступил так] и Александр, и если Гектор [не поступил
несправедливо] по отношению к Патроклу, то [не поступил так] и Александр по
отношению к Ахиллу. И если другие специалисты по какому-либо делу не
ничтожны, то не [ничтожны] и философы. И если не заслуживают презрения
полководцы за то, что их часто осуждают на смерть, то не [заслуживают его] и
софисты. И что если частному человеку следует заботиться о вашей славе, то и
вам следует заботиться о славе греков.
Другой [топ получается] из данных времени, как, например, говорил
Ификрат в своей речи против Армодия: если бы я, прежде чем сделать дело,
попросил у вас статую, вы бы дали мне ее; и вы не дадите ее, когда я сделал
дело? Не обещайте же, когда имеете в виду что-нибудь, и не отнимайте, когда
получили желаемое. То же самое [можно сказать] по поводу того, что фивяне
должны пропустить Филиппа в Аттику, ибо они пообещали бы ему это, если бы он
попросил, прежде чем помочь им против фокеян. Не будет никакого смысла, если
они не пропустят его потому, что он упустил из виду [возможность
сопротивления] и положился на них.
Еще один [топ получается], если сказанное против нас самих мы обратим
против сказавшего. Этот способ имеет много преимуществ; как, например,
[видно] из трагедии "Тевкр" Ификрат воспользовался этим способом против
Аристофонта, спросив его: продал ли бы он за деньги флот? И затем на
отрицательный ответ его сказал: "Ты, Аристофонт, не продал бы, а я, Ификрат,
продал бы?" Но [при этом способе] необходимое [условие], чтобы противник
казался более способным совершить несправедливость, [чем мы], в противном
случай [фраза] показалась бы смешной, например, если бы кто-нибудь сказал
это [то есть то, что сказал Ификрат] в ответ на обвинение со стороны
Аристида; [этот способ пригоден лишь тогда], когда обвинитель уже пользуется
недоверием. Вообще обвинитель желает быть лучше обвиняемого - и с этой
стороны его всегда нужно изобличать. Вообще нелепо в других порицать то, что
сам делаешь или можешь сделать, или других побуждать делать то, чего сам не
делаешь и не можешь сделать.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz