Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 31


Похвала и совет сходны по своему виду, потому что то, что при подавании
совета может служить поучением, то самое делается похвалой, раз изменен
способ выражения: раз мы знаем, как мы должны поступать и какими мы должны
быть, нам нужно, чтобы произнести это в виде совета, лишь изменить и затем
переставить выражения, например: "Следует гордиться не тем, что нам даровано
судьбой, но тем, что приобретено нами самими". Выраженное в такой форме это
положение имеет силу похвалы: "Он гордился не тем, что было даровано ему
судьбой, а тем, что приобретено им самим". Так что, когда ты хочешь хвалить,
посмотри, что бы ты мог посоветовать [в этом случае], а когда хочешь дать
совет, посмотри, что бы ты мог похвалить. Что же касается способа выражения,
то он здесь по необходимости будет противоположный, потому что перестановка
касается выражений в первом случае имеющих характер запрещения, а во втором
случае не имеющих его. Следует также принимать в расчет многие усиливающие
обстоятельства, например, если человек [которого мы хотим хвалить]
действовал один, или первый, или при содействии немногих лиц, потому что все
такое прекрасно. [Можно также извлекать выгоду] из указаний на время
[именно, выставляя на вид], что совершено нечто, не смотря на
неблагоприятное время и на неблагоприятные обстоятельства. [Хвалят также
человека], если ему часто удавалось одно и то же дело: это ведь и трудно, и
может служить доказательством того, что восхваляемый обязан был успехом не
случаю, а самому себе. [Заслуживает также похвалы] человек, ради которого
изобретены и приведены в исполнение какие-нибудь способы поощрения и
чествования, например тот, кто первым был воспет в похвальной песне, таков
Гипполох таковы и Гармодий и Аристогитон, в честь которых была впервые
воздвигнута статуя на Агоре. Такие же соображения имеют значение и по
отношению к обстоятельствам противоположного характера. Если ты не находишь,
что сказать о человеке самом по себе, сравни его с другими, как это делал
Исократ вследствие непривычки говорить в суде. Следует сравнивать человека с
людьми знаменитыми, потому что, если он окажется лучше людей, достойных
уважения, его достоинства от этого выиграют. Преувеличение по справедливости
употребляется при похвалах, потому что похвала имеет дело с понятием
превосходства, а превосходство принадлежит к числу вещей прекрасных, поэтому
если нельзя сравнивать человека со знаменитыми людьми, следует сопоставлять
его вообще с другими людьми, потому что превосходство служит признаком
добродетели. Вообще из приемов, одинаково принадлежащих всем [трем] родам
речей, преувеличение всего более подходит к речам эпидиктическим, потому что
здесь оратор имеет дело с деяниями, признанными за неоспоримый факт ему
остается только облечь их величием и красотой. Что же касается примеров, то
они наиболее подходят к речам совещательным, потому что мы произносим
суждения о будущем, делая предположения на основании прошедшего Энтимемы,
напротив, [наиболее пригодны] для речей судебных, потому что прошедшее,
вследствие своей неясности, особенно требует указания причины и
доказательства.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz