|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 31 |
Похвала и совет сходны по своему виду, потому что то, что при подавании
совета может служить поучением, то самое делается похвалой, раз изменен
способ выражения: раз мы знаем, как мы должны поступать и какими мы должны
быть, нам нужно, чтобы произнести это в виде совета, лишь изменить и затем
переставить выражения, например: "Следует гордиться не тем, что нам даровано
судьбой, но тем, что приобретено нами самими". Выраженное в такой форме это
положение имеет силу похвалы: "Он гордился не тем, что было даровано ему
судьбой, а тем, что приобретено им самим". Так что, когда ты хочешь хвалить,
посмотри, что бы ты мог посоветовать [в этом случае], а когда хочешь дать
совет, посмотри, что бы ты мог похвалить. Что же касается способа выражения,
то он здесь по необходимости будет противоположный, потому что перестановка
касается выражений в первом случае имеющих характер запрещения, а во втором
случае не имеющих его. Следует также принимать в расчет многие усиливающие
обстоятельства, например, если человек [которого мы хотим хвалить]
действовал один, или первый, или при содействии немногих лиц, потому что все
такое прекрасно. [Можно также извлекать выгоду] из указаний на время
[именно, выставляя на вид], что совершено нечто, не смотря на
неблагоприятное время и на неблагоприятные обстоятельства. [Хвалят также
человека], если ему часто удавалось одно и то же дело: это ведь и трудно, и
может служить доказательством того, что восхваляемый обязан был успехом не
случаю, а самому себе. [Заслуживает также похвалы] человек, ради которого
изобретены и приведены в исполнение какие-нибудь способы поощрения и
чествования, например тот, кто первым был воспет в похвальной песне, таков
Гипполох таковы и Гармодий и Аристогитон, в честь которых была впервые
воздвигнута статуя на Агоре. Такие же соображения имеют значение и по
отношению к обстоятельствам противоположного характера. Если ты не находишь,
что сказать о человеке самом по себе, сравни его с другими, как это делал
Исократ вследствие непривычки говорить в суде. Следует сравнивать человека с
людьми знаменитыми, потому что, если он окажется лучше людей, достойных
уважения, его достоинства от этого выиграют. Преувеличение по справедливости
употребляется при похвалах, потому что похвала имеет дело с понятием
превосходства, а превосходство принадлежит к числу вещей прекрасных, поэтому
если нельзя сравнивать человека со знаменитыми людьми, следует сопоставлять
его вообще с другими людьми, потому что превосходство служит признаком
добродетели. Вообще из приемов, одинаково принадлежащих всем [трем] родам
речей, преувеличение всего более подходит к речам эпидиктическим, потому что
здесь оратор имеет дело с деяниями, признанными за неоспоримый факт ему
остается только облечь их величием и красотой. Что же касается примеров, то
они наиболее подходят к речам совещательным, потому что мы произносим
суждения о будущем, делая предположения на основании прошедшего Энтимемы,
напротив, [наиболее пригодны] для речей судебных, потому что прошедшее,
вследствие своей неясности, особенно требует указания причины и
доказательства.
|
|