Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 78

Отсюда изречение
Симонида о мудрых и богатых, обращенное к жене Иерона, спросившей, каким
лучше быть - богатым или мудрым? Богатым, сказал он, потому что приходится
видеть, как мудрецы постоянно торчат у дверей богатых. [Богатые отличаются]
еще тем, что считают себя достойными властвовать, потому что, по их мнению,
они обладают тем, что делает людей достойными властвовать. И вообще
характер, сообщаемый богатством, есть характер человека неразумного и
счастливого. Характер у людей недавно разбогатевших и у людей давно богатых
различен именно тем, что люди недавно разбогатевшие обладают всеми пороками
в большей и худшей степени, потому что быть вновь разбогатевшим значит как
бы быть невоспитанным богачом. И несправедливые поступки, которые они
совершают, порождаются не злобой, но высокомерием и невоздержанностью, как,
например, побои и прелюбодеяние.

ГЛАВА XVII

Черты характера, свойственные людям:
1) могущественным (обладающим властью), 2)
счастливым (удачливым).
Равным образом очевидны, можно сказать, все главнейшие черты характера,
стоящие в связи с властью, ибо власть обладает отчасти теми же чертами,
какими обладает богатство, отчасти лучшими. По своему характеру люди,
обладающие властью, честолюбивее и мужественнее людей богатых, потому что
они стремятся к делам, которые им возможно исполнить вследствие их власти.
Они заботливее, так как находятся в хлопотах, принужденные смотреть за
[всем], что касается их власти. Они держатся с большей торжественностью и
важностью, потому что их сан делает их более торжественными; поэтому-то они
сдерживают себя. Торжественность их отличается мягкостью, а важность
благопристойностью. И когда они поступают несправедливо, их проступки
значительны, а не ничтожны.
Что касается счастья [удачи], то оно отчасти обладает указанными
чертами характера, потому что счастье, кажущееся величайшим сводится к
этому, и еще к хорошим детям; счастье влечет за собой обилие физических
благ. Под влиянием счастья люди делаются высокомернее и безрассуднее; с
счастьем связана одна прекраснейшая черта характера - именно та, что люди
счастливые боголюбивы; они известным образом относятся к божеству, веря в
него, под влиянием того, что им дает жребий.
Мы сказали о чертах характера сообразно возрасту и счастью;
противоположное же очевидно из противоположного, например характер человека
бедного, несчастного и неимеющего власти.

ГЛАВА XVIII

Цель, которую преследует в своей речи всякий оратор. -Способы
доказательства, пригодные для всех трех родов речей.
Убеждающие речи употребляются ради решения (ибо для того, что мы знаем
и относительно чего приняли известное решение, не нужно никаких речей), а
это бывает в том случае, когда кто-нибудь с помощью речи склоняет или
отклоняет какое-нибудь отдельное лицо, как, например, делают люди,
уговаривая и убеждая, так как один человек есть все-таки судья; вообще
говоря, тот судья, кого нужно убедить; и все равно, обращает ли человек свою
речь к противнику, или говорит на предложенную тему, потому что необходимо
воспользоваться речью и уничтожить противоположные мнения, к которым, как к
противнику, обращается речь.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz