|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 78 |
Отсюда изречение
Симонида о мудрых и богатых, обращенное к жене Иерона, спросившей, каким
лучше быть - богатым или мудрым? Богатым, сказал он, потому что приходится
видеть, как мудрецы постоянно торчат у дверей богатых. [Богатые отличаются]
еще тем, что считают себя достойными властвовать, потому что, по их мнению,
они обладают тем, что делает людей достойными властвовать. И вообще
характер, сообщаемый богатством, есть характер человека неразумного и
счастливого. Характер у людей недавно разбогатевших и у людей давно богатых
различен именно тем, что люди недавно разбогатевшие обладают всеми пороками
в большей и худшей степени, потому что быть вновь разбогатевшим значит как
бы быть невоспитанным богачом. И несправедливые поступки, которые они
совершают, порождаются не злобой, но высокомерием и невоздержанностью, как,
например, побои и прелюбодеяние.
ГЛАВА XVII
Черты характера, свойственные людям:
1) могущественным (обладающим властью), 2)
счастливым (удачливым).
Равным образом очевидны, можно сказать, все главнейшие черты характера,
стоящие в связи с властью, ибо власть обладает отчасти теми же чертами,
какими обладает богатство, отчасти лучшими. По своему характеру люди,
обладающие властью, честолюбивее и мужественнее людей богатых, потому что
они стремятся к делам, которые им возможно исполнить вследствие их власти.
Они заботливее, так как находятся в хлопотах, принужденные смотреть за
[всем], что касается их власти. Они держатся с большей торжественностью и
важностью, потому что их сан делает их более торжественными; поэтому-то они
сдерживают себя. Торжественность их отличается мягкостью, а важность
благопристойностью. И когда они поступают несправедливо, их проступки
значительны, а не ничтожны.
Что касается счастья [удачи], то оно отчасти обладает указанными
чертами характера, потому что счастье, кажущееся величайшим сводится к
этому, и еще к хорошим детям; счастье влечет за собой обилие физических
благ. Под влиянием счастья люди делаются высокомернее и безрассуднее; с
счастьем связана одна прекраснейшая черта характера - именно та, что люди
счастливые боголюбивы; они известным образом относятся к божеству, веря в
него, под влиянием того, что им дает жребий.
Мы сказали о чертах характера сообразно возрасту и счастью;
противоположное же очевидно из противоположного, например характер человека
бедного, несчастного и неимеющего власти.
ГЛАВА XVIII
Цель, которую преследует в своей речи всякий оратор. -Способы
доказательства, пригодные для всех трех родов речей.
Убеждающие речи употребляются ради решения (ибо для того, что мы знаем
и относительно чего приняли известное решение, не нужно никаких речей), а
это бывает в том случае, когда кто-нибудь с помощью речи склоняет или
отклоняет какое-нибудь отдельное лицо, как, например, делают люди,
уговаривая и убеждая, так как один человек есть все-таки судья; вообще
говоря, тот судья, кого нужно убедить; и все равно, обращает ли человек свою
речь к противнику, или говорит на предложенную тему, потому что необходимо
воспользоваться речью и уничтожить противоположные мнения, к которым, как к
противнику, обращается речь.
|
|