|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 87 |
А относительно вопросов, возникающих случайно,
[следует] разыскивать [доказательства] точно таким же образом, обращая при
этом внимание не на что-нибудь неопределенное, но на то, что заключается в
вопросе, о котором идет речь, и излагая как можно большее число
[доказательств], как можно более близких к делу, ибо чем больше
доказательств, основанных на фактах, тем легче доказывать, и чем ближе [они
касаются вопроса], тем будут пригоднее и тем менее общи. Я называю общими
[доказательствами], например, восхваление Ахилла за то, что он был человек,
или принадлежал к числу полубогов, или что он отправился в поход против
Трои; все эти черты принадлежат и многим другим, так что такой человек
восхваляет Ахилла нисколько не больше, чем Диомида. Частными
[доказательствами я называю] то, что ни с кем не случалось, кроме Ахилла,
например, [тот факт], что он убил Гектора, лучшего из троянцев, и Кикна,
который, будучи неуязвим, мешал всем высаживаться с кораблей, - и [тот факт]
что он отправился в поход, будучи самым молодым [из царей] и не будучи
связан клятвой - и все тому подобные [доказательства].
Итак, вот один способ избирать [доказательства], и этот способ - первый
топический. [Теперь] скажем об элементах энтимемы; я называю одно и то же
элементом и топом энтимемы. И сначала скажем о том, о чем необходимо сказать
сначала. Есть два вида энтимем: одни показательные, [показывающие], что
что-нибудь существует или не существует, другие - обличительные. Они
различаются между собой так же, как в диалектике доказательство (еЛгух0^) и
силлогизм. Показательная энтимема есть силлогизм, построенный на основании
посылок, признаваемых [противником], а энтимема изобличительная есть
силлогизм с посылками, не признаваемыми [противником]. Можно сказать,
относительно всех видов вещей полезных и необходимых - есть топы, ибо есть
особые посылки относительно каждого [вопроса]; таким образом у нас есть
заранее установленные топы, на основании которых нужно строить энтимемы о
хорошем или дурном, прекрасном или постыдном, справедливом или
несправедливом, а равным образом и о характерах, страстях и нравственных
качествах.
Рассмотрим еще и с другой точки зрения энтимемы вообще, причем будем
говорить о них, различая топы изобличительные, показательные и топы
кажущихся энтимем, которые не энтимемы, так как они не силлогизмы. Разъяснив
это, разберем вопрос о разрешениях энтимем и о противодействиях им - откуда
следует их брать.
ГЛАВА XXI11
Различные топы, которыми можно пользоваться в речи для построения
энтимем. - Преимущество энтимем обличительных.
Для показательных энтимем один топ заключается в понятии
противоположном: нужно смотреть, есть ли для противоположного
противоположное, уничтожая [доказательство], если противоположного нет, и
строя [доказательство], если противоположное есть, [таково], например,
[доказательство], что быть умеренным хорошо, так как быть невоздержным
вредно.
|
|