Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 130

В речах судебных основанием служит закон, а раз имеешь точку
отправления, легче найти доказательство. [В речах, произносимых перед
народом,] нет бесчисленных отступлений, например, против доводов противника,
или о самом себе, или с целью возбудить страсть. [Этот род красноречия
допускает подобные отступления] менее, чем все другие роды, если только он
не выходит [за пределы своей области]. В затруднительных случаях нужно
делать то же, что делают в Афинах ораторы и Исократ: в речи совещательной он
прибегает к обвинению, например, [обвиняет] лакедемонян в своем панегирике и
Харита в речи о союзе. В речах эпидиктических следует вставлять в речь
похвалы, как это делает Исократ: он постоянно вводит какую-нибудь [похвалу].
И слова Горгия, что у него никогда не бывает недостатка в теме для речи,
сводятся к тому же самому, ибо если он, говоря об Ахилле, восхваляет Пелея,
затем Эака, затем бога [Зевса], и также мужество и то-то, и то-то, он делает
то же самое. Раз [оратор] имеет в руках доказательства, он должен придавать
речи и этический, и эпидиктическим характер, если же у него в руках нет
энтимем, [он должен говорить] этически. Более подходит нравственно хорошему
человеку выказать свою честность, чем ясность речи. Из энтимем большей
известностью пользуются энтимемы опровергающие, чем показательные, потому
что во всем том, что имеет характер опровержения, силлогизм виднее, ибо
противоположности становятся яснее, раз они поставлены рядом.
[Рассуждения, прямо] направленные против противника, не представляют
собою какого-либо особого вида, так как к области способов убеждения
относится опровержение доводов противника - посредством ли возражений, или
посредством силлогизмов. Оратор, начиная речь, совещательную ли или
судебную, должен сначала изложить свои собственные способы убеждения, а
потом выступить против доводов своего противника, уничтожая их или заранее
браня их. Если же много пунктов, вызывающих возражения, то следует сначала
приняться за них, как, например, поступил Каллистрат в народном собрании в
Мессене: он сам начал говорить, лишь опровергнув предварительно то, что
должны были говорить его [противники]. Говоря вторым, [оратор] должен
сначала направить свою речь против речи противника, разбивая его доводы или
противополагая [им свои], особенно, если [доводы противника] имели успех,
ибо как душа не привязывается к человеку, который раньше подвергся обвинению
[в чем-либо дурном], точно так же [не принимает она] и речи [оратора], если
речь противника представляется убедительной. Нужно, таким образом, в душе
слушателя очистить место для предстоящей речи, чего ты достигнешь,
опровергнув [доводы противника]; по этой причине должно придать своим словам
вес посредством предварительной борьбы или со всеми доводами противника, или
с главнейшими из них, или с наиболее поддающимися опровержению.
Сначала я стану союзницей богинь.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz