Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 54

Поэтому [поэт] говорит:
Тягостен гнев царя, питомца Крониона Зевса,
а также
... (царь) сокрытую злобу, доколе ее не исполнит, В сердце хранит.
Ведь они сердятся именно вследствие своего преимущества. Кроме того,
[человек имеет притязание на уважение со стороны лиц], от которых он считает
себя в праве ожидать услуг, а таковы лица, которым оказал или оказывает
услуги он сам, или кто-нибудь через его посредство, или кто-нибудь из его
близких, - или хочет, или хотел оказать.
Итак, из вышесказанного уже очевидно, в каком состоянии люди гневаются,
и на кого и за что. Они гневаются, когда испытывают чувство неудовольствия,
потому что, испытывая неудовольствие, человек стремится к чему-нибудь И,
притом, прямо ли кто противодействует в чем-либо, например, жаждущему в
утолении жажды, или не прямо, он является делающим совершенно то же [то есть
служит препятствием]. И если кто противодействует или не содействует
человеку, или чем-нибудь другим надоедает ему, когда он находится в таком
состоянии [то есть страдает], он сердится на всех этих людей. Поэтому люди
больные, голодные, ведущие войну, влюбленные, жаждущие, вообще люди,
испытывающие какое-нибудь желание и не имеющие возможности удовлетворить
его, бывают гневливы и раздражительны, особенно по отношению к людям,
которые с пренебрежением относятся к данному положению, таков, например,
бывает больной по отношению к людям, [так относящимся] к болезни, голодный
по отношению к людям, так относящимся к голоду, воюющий по отношению к
людям, [так относящимся] к войне, влюбленный по отношению к людям, [так
относящимся] к любви, и подобным же образом [относится он] и к другим:
каждый своим настоящим страданием бывает подготовлен к гневу против каждого
человека. [Сердится человек] и в том случае, когда его постигает что-нибудь
противное его ожиданиям, ибо то, что [постигает человека] совершенно
неожиданно, способно более огорчить его, точно так же, как человека радует
вещь, вполне неожиданно случившаяся, если случилось именно то, чего он
желал. Отсюда ясно, какие обстоятельства, какое время, расположение духа и
какой возраст располагают к гневу, где и когда; и чем больше люди зависят от
этих условий, тем легче поддаются гневу.
Итак, вот в каком состоянии люди легко поддаются гневу. Сердятся они на
тех, кто над ними насмехается, позорит их и шутит над ними, потому что такие
люди выказывают пренебрежение к ним. [Сердятся они] также на тех, кто
причиняет им вред поступками, носящими на себе признаки пренебрежения, а
таковыми необходимо будут поступки, которые не имеют характера возмездия и
не приносят пользы людям, их совершающим, потому что [такие поступки],
по-видимому, совершаются ради пренебрежения. [Сердимся мы] еще на людей,
дурно говорящих и презрительно относящихся к вещам, которым мы придаем
большое значение, как, например, [сердятся] люди, гордящиеся своими
занятиями философией, если кто-нибудь так относится к их философии, и люди,
гордящиеся наружностью, если кто [так относится] к их наружности, и подобным
же образом и в других случаях.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz