|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 126 |
Еще один [способ заключается] в том, чтобы осудить клевету, [показать],
какое [она зло], [показать], что под влиянием ее возникают иные приговоры, и
что она не соответствует делу.
Способ, общий для обеих сторон, заключается в пользовании признаками
как, например, в "Тевкре" Одиссей [говорит], что он, Тевкр, родственник
Приама, потому что Исиона, [его мать], - сестра [Приама]. Тевкр же [отрицает
это, говоря], что Теламон, его отец, был враг Приама, и что он сам не донес
на лазутчиков.
Еще один [способ, которым можно пользоваться] обвинителю, [заключается
в том], чтобы, пространно похвалив что-нибудь ничтожное, в немногих словах
осудить что-нибудь важное, или же [в том, чтобы], поставив на вид многие
хорошие стороны [подсудимого], осудить одно то, что имеет решающее значение
для дела. Эти [приемы] самые искусные, но и самые несправедливые, потому что
они стремятся повредить человеку с помощью его же хороших сторон, смешивая
их с [его] недостатками.
[Прием,] общий для обвиняющего и для оправдывающегося (так как одно и
то же может быть сделано ради многих различных причин), заключается в том,
чтобы обвиняющему обвинять, принимая все в худшем свете, а оправдывающемуся
- в лучшем, например, по поводу того, что Диомид выбрал Одиссея, одному
[следует говорить], что Диомид поступил так, считая Одиссея самым
доблестным, а другому -что вовсе не потому, а по той причине, что [Одиссей]
один, по своей трусости, не мог бы стать для него соперником.
Вот все, что нужно сказать об обвинении.
ГЛАВА XVI
Анализ второй части речи (рассказа). Как нужно строить рассказ и какими
свойствами он должен обладать в речах эпидиктических, судебных и
произносимых перед народным собранием?
В речах эпидиктических рассказ должен быть изложен не весь сразу, а по
частям, так как следует изложить те деяния, вследствие которых сложилась
речь. Речь слагается таким образом из части, не зависящей от искусства,
потому что оратор нисколько не причинен фактам, и части, зависящей от
искусства; эта последняя заключается в том, чтобы показать или что предмет
речи факт, если он кажется невероятным, или, что он именно таков, или
настолько важен, или все [это вместе]. Поэтому-то иногда следует излагать не
все подряд, потому что при таком способе изложения трудно все запомнить; на
основании того-то, например, [устанавливается, что] он [то есть лицо, о
котором идет речь] -человек мужественный, на основании другого, что он -
человек мудрый или справедливый. При первом способе изложения речь бывает
слишком проста, а при другом она разнообразна и не бесцветна.
Факты, всем известные, нужно только напоминать; поэтому для большинства
[таких случаев] рассказ вовсе не нужен, например, если желаешь восхвалять
Ахилла, так как его подвиги всем известны и ими нужно только
воспользоваться. А если [ты хочешь восхвалять] Крития, [то рассказ]
необходим, потому что немногие знают [о нем].
|
|