Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 100


Так как есть три пункта, на которые следует обращать внимание при
составлении речи, мы считаем, что сказали достаточно о примерах, изречениях,
энтимемах и вообще обо всем, что касается мыслительной способности, нам
остается изложить способ произнесения и построения речи.

КНИГА III


ГЛАВА I О стиле

Три основных вопроса, касающиеся риторического искусства. - Стиль
(декламация), три качества, обусловливающие его достоинство. - Важное
значение стиля. - Разница между стилем поэтическим и стилем риторическим.
Есть три пункта, которые должны быть обсуждены по отношению к
ораторской речи: во-первых, откуда возникнут способы убеждения, во-вторых, о
стиле, в-третьих, как следует строить части речи. Мы говорили уже о способах
убеждения, и [о том], из скольких [источников они возникают], [а именно],
что они возникают из трех [источников], и о том, каковы эти [источники], и
почему их только такое число (так как все, произносящие судебный приговор,
убеждаются в чем-либо или потому, что сами испытали что-нибудь, или потому,
что понимают ораторов, как людей такого-то нравственного склада, или потому,
что [дело] доказано). Мы сказали также и о том, откуда следует почерпать
энтимемы, так как [источниками для них служат] или частные энтимемы, или
топы. В связи с этим следует сказать о стиле, потому что недостаточно знать,
что следует сказать, но необходимо также сказать это, как должно; это много
способствует тому, чтобы речь произвела нужное впечатление. Прежде всего,
согласно естественному порядку вещей, поставлен был вопрос о том, что по
своей природе является первым, то есть о самих вещах, из которых вытекает
убедительное, во-вторых, о способе расположения их при изложении. Затем,
в-третьих, [следует] то, что имеет наибольшую силу, хотя еще не было
предметом исследования - вопрос о декламации. В трагедию и рапсодию
[действие] проникло поздно, а сначала поэты сами декламировали свои
трагедии. Очевидно, что и для риторики есть условия, подобные условиям для
поэтики, о чем трактовали некоторые другие, в том числе Главкон Тиосский.
Действие заключается здесь в голосе; [следует знать], как нужно пользоваться
голосом для каждой страсти, например, когда следует [говорить] громким
голосом, когда тихим, когда средним, и как нужно пользоваться интонациями,
например, пронзительной, глухой и средней, и какие ритмы [употреблять] для
каждого данного случая. Здесь есть три пункта, на которые обращается
внимание: сила, гармония и ритм. И на состязаниях одерживают победу
преимущественно эти, [то есть ораторы, отличающиеся в этом]. И как на сцене
актеры значат больше, чем поэты, [так бывает] и в политических состязаниях,
благодаря испорченности государств. Относительно этого еще не создалось
искусства, так как стиль поздно выдвинулся вперед и в самом деле
представляется чем-то грубым.
Так как все дело риторики направлено к возбуждению [того или другого]
мнения, то следует заботиться о стиле, не как о чем-то, заключающем в себе
истину, а как о чем-то необходимом, ибо всего справедливее стремиться только
к тому, чтобы речь не причиняла ни печали, ни радости: справедливо сражаться
оружием фактов, так, чтобы все, находящееся вне области доказательства,
становилось излишним.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz