|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 100 |
Так как есть три пункта, на которые следует обращать внимание при
составлении речи, мы считаем, что сказали достаточно о примерах, изречениях,
энтимемах и вообще обо всем, что касается мыслительной способности, нам
остается изложить способ произнесения и построения речи.
КНИГА III
ГЛАВА I О стиле
Три основных вопроса, касающиеся риторического искусства. - Стиль
(декламация), три качества, обусловливающие его достоинство. - Важное
значение стиля. - Разница между стилем поэтическим и стилем риторическим.
Есть три пункта, которые должны быть обсуждены по отношению к
ораторской речи: во-первых, откуда возникнут способы убеждения, во-вторых, о
стиле, в-третьих, как следует строить части речи. Мы говорили уже о способах
убеждения, и [о том], из скольких [источников они возникают], [а именно],
что они возникают из трех [источников], и о том, каковы эти [источники], и
почему их только такое число (так как все, произносящие судебный приговор,
убеждаются в чем-либо или потому, что сами испытали что-нибудь, или потому,
что понимают ораторов, как людей такого-то нравственного склада, или потому,
что [дело] доказано). Мы сказали также и о том, откуда следует почерпать
энтимемы, так как [источниками для них служат] или частные энтимемы, или
топы. В связи с этим следует сказать о стиле, потому что недостаточно знать,
что следует сказать, но необходимо также сказать это, как должно; это много
способствует тому, чтобы речь произвела нужное впечатление. Прежде всего,
согласно естественному порядку вещей, поставлен был вопрос о том, что по
своей природе является первым, то есть о самих вещах, из которых вытекает
убедительное, во-вторых, о способе расположения их при изложении. Затем,
в-третьих, [следует] то, что имеет наибольшую силу, хотя еще не было
предметом исследования - вопрос о декламации. В трагедию и рапсодию
[действие] проникло поздно, а сначала поэты сами декламировали свои
трагедии. Очевидно, что и для риторики есть условия, подобные условиям для
поэтики, о чем трактовали некоторые другие, в том числе Главкон Тиосский.
Действие заключается здесь в голосе; [следует знать], как нужно пользоваться
голосом для каждой страсти, например, когда следует [говорить] громким
голосом, когда тихим, когда средним, и как нужно пользоваться интонациями,
например, пронзительной, глухой и средней, и какие ритмы [употреблять] для
каждого данного случая. Здесь есть три пункта, на которые обращается
внимание: сила, гармония и ритм. И на состязаниях одерживают победу
преимущественно эти, [то есть ораторы, отличающиеся в этом]. И как на сцене
актеры значат больше, чем поэты, [так бывает] и в политических состязаниях,
благодаря испорченности государств. Относительно этого еще не создалось
искусства, так как стиль поздно выдвинулся вперед и в самом деле
представляется чем-то грубым.
Так как все дело риторики направлено к возбуждению [того или другого]
мнения, то следует заботиться о стиле, не как о чем-то, заключающем в себе
истину, а как о чем-то необходимом, ибо всего справедливее стремиться только
к тому, чтобы речь не причиняла ни печали, ни радости: справедливо сражаться
оружием фактов, так, чтобы все, находящееся вне области доказательства,
становилось излишним.
|
|