|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 10 |
-
Цель каждого рода речи. - Необходимость знать посылки каждого рода речи.
Есть три вида риторики, потому что есть столько же родов слушателей.
Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором
он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель
всего (я разумею слушателя). Слушатель бывает или простым зрителем, или
судьей, и при том судьей или того, что уже совершилось, или же того, что
должно совершиться. Примером человека, рассуждающего о том, что должно быть,
может служить член народного собрания, а рассуждающего о том, что уже было,
- член судилища; человек, обращающий внимание [только] на дарование
[оратора], есть простой зритель. Таким образом, естественными являются три
рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидиктические. Дело
речей совещательных - склонять или отклонять, потому что как люди, которым
приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи
публично, делают одно из двух [или склоняют, или отклоняют].
Что касается судебных речей, то дело их -обвинять или оправдывать,
потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что-нибудь из двух [или
обвиняют, или оправдываются].
Дело эпидиктической речи - хвалить или порицать. Что касается времени,
которое имеет в виду каждый из указанных родов речи, то человек, совещаясь,
имеет в виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он
дает советы относительно будущего. Человек тяжущийся имеет дело с прошедшим
временем, потому что всегда по поводу событий, уже совершившихся, один
обвиняет, а другой защищается. Для эпидиктического оратора наиболее важным
представляется настоящее время, потому что всякий произносит похвалу или
хулу по поводу чего-нибудь существующего; впрочем, ораторы часто сверх того
пользуются и другими временами, вспоминая прошедшее или строя предположения
относительно будущего. У каждого из этих родов речей различная цель, и так
как есть три рода речей, то существуют и три различные цели: у человека,
дающего совет, цель - польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему,
другой отговаривает, отклоняя от худшего; остальные соображения, как-то:
справедливое и несправедливое, прекрасное и постыдное, - здесь на втором
плане.
Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое, но и они
присоединяют к этому другие соображения.
Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и
постыдное; но сюда также привносятся прочие соображения.
Доказательством того, что для каждого рода речей существует именно
названная нами цель, служит то обстоятельство, что относительно остальных
пунктов в некоторых случаях и не спорят; например, тяжущийся иногда не
оспаривает того, что такой-то факт имел действительно место, или что этот
факт действительно причинил вред но он никогда не согласится, что совершил
несправедливое дело, потому что в таком случае [то есть в случае его
сознания] не нужно было бы никакого суда.
|
|