Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 10

-
Цель каждого рода речи. - Необходимость знать посылки каждого рода речи.
Есть три вида риторики, потому что есть столько же родов слушателей.
Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором
он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель
всего (я разумею слушателя). Слушатель бывает или простым зрителем, или
судьей, и при том судьей или того, что уже совершилось, или же того, что
должно совершиться. Примером человека, рассуждающего о том, что должно быть,
может служить член народного собрания, а рассуждающего о том, что уже было,
- член судилища; человек, обращающий внимание [только] на дарование
[оратора], есть простой зритель. Таким образом, естественными являются три
рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидиктические. Дело
речей совещательных - склонять или отклонять, потому что как люди, которым
приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи
публично, делают одно из двух [или склоняют, или отклоняют].
Что касается судебных речей, то дело их -обвинять или оправдывать,
потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что-нибудь из двух [или
обвиняют, или оправдываются].
Дело эпидиктической речи - хвалить или порицать. Что касается времени,
которое имеет в виду каждый из указанных родов речи, то человек, совещаясь,
имеет в виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он
дает советы относительно будущего. Человек тяжущийся имеет дело с прошедшим
временем, потому что всегда по поводу событий, уже совершившихся, один
обвиняет, а другой защищается. Для эпидиктического оратора наиболее важным
представляется настоящее время, потому что всякий произносит похвалу или
хулу по поводу чего-нибудь существующего; впрочем, ораторы часто сверх того
пользуются и другими временами, вспоминая прошедшее или строя предположения
относительно будущего. У каждого из этих родов речей различная цель, и так
как есть три рода речей, то существуют и три различные цели: у человека,
дающего совет, цель - польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему,
другой отговаривает, отклоняя от худшего; остальные соображения, как-то:
справедливое и несправедливое, прекрасное и постыдное, - здесь на втором
плане.
Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое, но и они
присоединяют к этому другие соображения.
Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и
постыдное; но сюда также привносятся прочие соображения.
Доказательством того, что для каждого рода речей существует именно
названная нами цель, служит то обстоятельство, что относительно остальных
пунктов в некоторых случаях и не спорят; например, тяжущийся иногда не
оспаривает того, что такой-то факт имел действительно место, или что этот
факт действительно причинил вред но он никогда не согласится, что совершил
несправедливое дело, потому что в таком случае [то есть в случае его
сознания] не нужно было бы никакого суда.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz