Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 96

Это не есть энтимема, так как слушатель ошибочно
рассуждает, что [обвиняемый] сделал что-нибудь или не сделал чего-нибудь,
между тем как [дело] не доказано.
Еще один [топ получается] из признака, так как и здесь нет силлогизма,
например, если кто-нибудь говорит, что влюбленные полезны для государств, на
том основании, что любовь Армодия и Аристогитона ниспровергла тирана
Иппарха. Или если кто-нибудь говорит, что Дионисий - вор, на том основании,
что он дурной человек, это не есть [правильный] силлогизм, ибо не всякий
дурной человек - вор, но всякий вор -дурной человек.
Еще один [топ получается] от совершенно -случайных обстоятельств, как,
например, говорит Поликрат о мышах, что они оказались полезными, перегрызя
тетивы. Или если бы кто-нибудь сказал, что высший почет быть приглашенным на
пир, ибо Ахилл в Тенедосе разгневался на ахеян, именно оттого, что не
получил приглашения; он разгневался за нанесенное ему оскорбление, и это
случилось [то есть оскорбление было нанесено] путем неприглашения.
Еще один [топ образуется] на основании последствий, таково, например, в
вопросе о Парисе заключение, что он - великодушный человек, на том
основании, что он, презрев сообщество толпы, проводил время сам с собой на
Иде: так как великодушные люди таковы, то и он может показаться
великодушным. Или [заключение, что такой то человек] прелюбодей, на том
основании, что он любит наряжаться и прогуливается по ночам, ибо
[прелюбодеи] отличаются этими свойствами. Подобно тому и [рассуждение], что
так как нищие поют и пляшут в храмах и так как изгнанники могут жить, где
пожелают, и так как это бывает с людьми, которые кажутся счастливыми, то и
люди, с которыми это бывает, [то есть нищие и изгнанники] могут показаться
счастливыми. Вся разница [здесь] в том, "как" это [бывает]; поэтому [этот
топ] совпадает с [топом] выпущение.
Еще один [топ заключается в признании) причиной того, что не есть
причина, например, [если что-нибудь признается причиной] на том основании,
что случилось одновременно с данной вещью или после нее: "после этого"
принимается в смысле "вследствие этого", и особенно в делах государственных,
как например, Димад [считал] управление Демосфена причиной всевозможных бед,
на том основании, что после его управления началась война.
Еще один [топ образуется] с помощью опущения обстоятельств времени и
образа действий, [таково] например, [доказательство], что Александр по
справедливости похитил Елену, потому что отец предоставил ей выбор
[супруга], но, может быть, не навсегда, [то есть предоставил выбор], а
только на первый раз, ибо отец имеет власть только до этого предела. Или
если кто скажет, что бить свободных людей преступление: [это будет
преступлением] не во всех случаях, но лишь в том случае если кто-нибудь
противно справедливости начинает рукопашную. Кроме того здесь, как в речах
софистического характера, является кажущийся силлогизм вследствие
представления некоторых вещей абсолютными или не абсолютными, а условными,
как, например, в диалектике [доказывается], что существует несуществующее,
ибо существующее существует, как несуществующее или что неведомое ведомо,
ибо неведомое ведомо, как неведомое.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz