|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 96 |
Это не есть энтимема, так как слушатель ошибочно
рассуждает, что [обвиняемый] сделал что-нибудь или не сделал чего-нибудь,
между тем как [дело] не доказано.
Еще один [топ получается] из признака, так как и здесь нет силлогизма,
например, если кто-нибудь говорит, что влюбленные полезны для государств, на
том основании, что любовь Армодия и Аристогитона ниспровергла тирана
Иппарха. Или если кто-нибудь говорит, что Дионисий - вор, на том основании,
что он дурной человек, это не есть [правильный] силлогизм, ибо не всякий
дурной человек - вор, но всякий вор -дурной человек.
Еще один [топ получается] от совершенно -случайных обстоятельств, как,
например, говорит Поликрат о мышах, что они оказались полезными, перегрызя
тетивы. Или если бы кто-нибудь сказал, что высший почет быть приглашенным на
пир, ибо Ахилл в Тенедосе разгневался на ахеян, именно оттого, что не
получил приглашения; он разгневался за нанесенное ему оскорбление, и это
случилось [то есть оскорбление было нанесено] путем неприглашения.
Еще один [топ образуется] на основании последствий, таково, например, в
вопросе о Парисе заключение, что он - великодушный человек, на том
основании, что он, презрев сообщество толпы, проводил время сам с собой на
Иде: так как великодушные люди таковы, то и он может показаться
великодушным. Или [заключение, что такой то человек] прелюбодей, на том
основании, что он любит наряжаться и прогуливается по ночам, ибо
[прелюбодеи] отличаются этими свойствами. Подобно тому и [рассуждение], что
так как нищие поют и пляшут в храмах и так как изгнанники могут жить, где
пожелают, и так как это бывает с людьми, которые кажутся счастливыми, то и
люди, с которыми это бывает, [то есть нищие и изгнанники] могут показаться
счастливыми. Вся разница [здесь] в том, "как" это [бывает]; поэтому [этот
топ] совпадает с [топом] выпущение.
Еще один [топ заключается в признании) причиной того, что не есть
причина, например, [если что-нибудь признается причиной] на том основании,
что случилось одновременно с данной вещью или после нее: "после этого"
принимается в смысле "вследствие этого", и особенно в делах государственных,
как например, Димад [считал] управление Демосфена причиной всевозможных бед,
на том основании, что после его управления началась война.
Еще один [топ образуется] с помощью опущения обстоятельств времени и
образа действий, [таково] например, [доказательство], что Александр по
справедливости похитил Елену, потому что отец предоставил ей выбор
[супруга], но, может быть, не навсегда, [то есть предоставил выбор], а
только на первый раз, ибо отец имеет власть только до этого предела. Или
если кто скажет, что бить свободных людей преступление: [это будет
преступлением] не во всех случаях, но лишь в том случае если кто-нибудь
противно справедливости начинает рукопашную. Кроме того здесь, как в речах
софистического характера, является кажущийся силлогизм вследствие
представления некоторых вещей абсолютными или не абсолютными, а условными,
как, например, в диалектике [доказывается], что существует несуществующее,
ибо существующее существует, как несуществующее или что неведомое ведомо,
ибо неведомое ведомо, как неведомое.
|
|