Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 19


Способствование возникновению (та ттоитпка) бывает троякое: одно
подобно тому, как состояние здоровья бывает причиной здоровья, другое - как
причиной здоровья бывает пища, третье - как такой причиной бывает
гимнастика, поскольку она по большей части производит здоровье. Раз это
установлено, отсюда необходимо следует, что хорошо всякое приобретение блага
и всякое устранение зла, потому что одновременно с первым состоянием
существует отсутствие зла, а вслед за вторым наступает обладание благом. И
получение большего блага вместо меньшего и меньшего зла вместо большего
[есть также благо], потому что в одном случае мы обретаем, а в другом
устраняем то, чем большее имеет перевес над меньшим. И добродетели
необходимо суть благо, потому что люди, обладающие ими, счастливы;
добродетели производят блага и научают пользоваться ими. Но мы скажем
отдельно о каждой из них, что она такое и какова ее природа. Удовольствие
также необходимо есть благо, потому что все живое стремится в силу своей
природы к удовольствию. Вследствие этого все приятное и прекрасное
необходимо есть благо, потому что приятное доставляет удовольствие, а из
прекрасных вещей одни приятны, другие желательны ради самих себя.
Одним словом, благом необходимо признать следующее: блаженство, потому
что оно желательно само по себе и обладает свойством самодовлеемости; кроме
того ради его мы избираем многое. Справедливость, мужество, умеренность,
великодушие, щедрость и тому подобные качества, потому что это - добродетели
души. Красота, здоровье и тому подобное - также блага, потому что все это -
добродетели тела, которые создают много благ, например, здоровье создает
удовольствие и жизнь, почему оно и считается высшим благом, так как служит
причиной двух вещей, имеющих для большинства наибольшую ценность -
удовольствия и жизни. Богатство, так как оно представляет собой достоинство
имущественного состояния и служит причиной многих благ. Друг и дружба,
потому что друг желателен сам по себе, а, кроме того, он может сделать
многое. Честь, слава, потому что они приятны и потому что они создают
многое, с ними по большей части сопряжено присутствие того, в силу чего
[люди] пользуются почетом. Уменье говорить и искусно действовать, потому что
все подобное создает блага. Сюда же относятся даровитость, память,
понятливость, сметливость и все тому подобные качества, потому что они
создают блага. Равным образом [сюда принадлежат] все отрасли знания и все
искусства. Сама жизнь [есть благо], потому что, если бы даже с ней не было
сопряжено никакое другое благо, она желательна сама по себе. Наконец,
справедливость [есть также благо], потому что она полезна всем.
Вот приблизительно все то, что люди согласны признавать благом. Что же
касается благ спорных, то заключения относительно их нужно выводить на
основании вышеупомянутых благ.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz