|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 19 |
Способствование возникновению (та ттоитпка) бывает троякое: одно
подобно тому, как состояние здоровья бывает причиной здоровья, другое - как
причиной здоровья бывает пища, третье - как такой причиной бывает
гимнастика, поскольку она по большей части производит здоровье. Раз это
установлено, отсюда необходимо следует, что хорошо всякое приобретение блага
и всякое устранение зла, потому что одновременно с первым состоянием
существует отсутствие зла, а вслед за вторым наступает обладание благом. И
получение большего блага вместо меньшего и меньшего зла вместо большего
[есть также благо], потому что в одном случае мы обретаем, а в другом
устраняем то, чем большее имеет перевес над меньшим. И добродетели
необходимо суть благо, потому что люди, обладающие ими, счастливы;
добродетели производят блага и научают пользоваться ими. Но мы скажем
отдельно о каждой из них, что она такое и какова ее природа. Удовольствие
также необходимо есть благо, потому что все живое стремится в силу своей
природы к удовольствию. Вследствие этого все приятное и прекрасное
необходимо есть благо, потому что приятное доставляет удовольствие, а из
прекрасных вещей одни приятны, другие желательны ради самих себя.
Одним словом, благом необходимо признать следующее: блаженство, потому
что оно желательно само по себе и обладает свойством самодовлеемости; кроме
того ради его мы избираем многое. Справедливость, мужество, умеренность,
великодушие, щедрость и тому подобные качества, потому что это - добродетели
души. Красота, здоровье и тому подобное - также блага, потому что все это -
добродетели тела, которые создают много благ, например, здоровье создает
удовольствие и жизнь, почему оно и считается высшим благом, так как служит
причиной двух вещей, имеющих для большинства наибольшую ценность -
удовольствия и жизни. Богатство, так как оно представляет собой достоинство
имущественного состояния и служит причиной многих благ. Друг и дружба,
потому что друг желателен сам по себе, а, кроме того, он может сделать
многое. Честь, слава, потому что они приятны и потому что они создают
многое, с ними по большей части сопряжено присутствие того, в силу чего
[люди] пользуются почетом. Уменье говорить и искусно действовать, потому что
все подобное создает блага. Сюда же относятся даровитость, память,
понятливость, сметливость и все тому подобные качества, потому что они
создают блага. Равным образом [сюда принадлежат] все отрасли знания и все
искусства. Сама жизнь [есть благо], потому что, если бы даже с ней не было
сопряжено никакое другое благо, она желательна сама по себе. Наконец,
справедливость [есть также благо], потому что она полезна всем.
Вот приблизительно все то, что люди согласны признавать благом. Что же
касается благ спорных, то заключения относительно их нужно выводить на
основании вышеупомянутых благ.
|
|