Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 34


Вследствие этого следует оставить в стороне подобные классификации и
рассмотреть, какие следствия связаны обыкновенно с какими душевными
свойствами, потому что, если человек бел или черен, велик или мал, отсюда
нельзя еще выводить никаких заключений, если же, напротив, человек молод или
стар, справедлив или несправедлив, то это уже разница. То же можно сказать и
относительно всего того, что производит разницу в нравах людей, как
например, считает ли человек себя богатым или бедным, счастливым или
несчастливым. Но об этом мы будем говорить после, теперь же коснемся
остальных [ранее намеченных] вопросов. Случайным называется то, причина чего
неопределенна, что происходит не ради какой-нибудь определенной цели, и не
всегда, и не по большей части, и не в установленном порядке. Все это
очевидно из определения понятия случайности. Естественным мы называем то,
причина чего подчинена известному порядку и заключается в самой вещи, так
что эта вещь одинаковым образом случается или всегда, или по большей части.
Что же касается вещей противоестественных, то нет никакой нужды выяснять,
происходят ли подобные вещи сообразно с какими-нибудь законами природы, или
по какой-нибудь другой причине; может показаться, что причиной подобных
вещей бывает и случай.
Насильственным называется то, что делается нами самими, но вопреки
своему желанию и доводам рассудка. Привычным называется то, что люди делают
вследствие того, что часто это делали. По соображению [совершается] то, что
кажется нам полезным из перечисленных нами благ, или как цель, или как
средство, ведущее к цели, когда такая вещь делается ради приносимой ею
пользы, потому что иногда и люди невоздержанные делают полезные вещи, но не
для пользы, а ради удовольствия. Под влиянием раздражения и запальчивости
совершаются дела мести. Между местью и наказанием есть разница: наказание
производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, что утоляет его гнев.
Что такое гнев, это будет ясно из трактата о страстях. Под влиянием желания
делается все то, что кажется нам приятным; к числу вещей приятных относится
и то, с чем мы сжились и к чему привыкли, потому что люди в силу привычки с
удовольствием делают многое из того, что по своей природе не представляет
ничего приятного.
Таким образом, в результате всего сказанного мы получаем, что все то,
что люди делают сами собой, все это - или благо, или кажущееся благо, или
приятно, или кажется приятным. Но так как все то, что люди делают сами
собой, они делают добровольно, а недобровольно они поступают не сами по
себе, то все то, что люди делают добровольно, можно отнести к числу
действительных или кажущихся благ, к числу вещей действительно приятных или
кажущихся таковыми. К числу благ я отношу также избавление от
действительного или кажущегося зла, равно как и замену большего зла меньшим,
потому что подобные вещи в некотором отношении представляются желательными;
точно так же я причисляю к приятным вещам избавление от неприятного или от
чего-нибудь кажущегося неприятным, или замену более неприятного менее
неприятным.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz