Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 58

Поэтому справедливо говорит поэт:
Назови Одиссея, городов сокрушителя...
как будто бы он не счел себя отмщенным, если бы [его противник] не
почувствовал, кем и за что [он наказан]. Таким образом, мы не сердимся и на
всех тех, кто не может этого чувствовать, и на мертвых, ввиду того, что они
испытали самое ужасное бедствие и не почувствуют боли и не ощутят нашего
гнева, чего именно и хотят гневающиеся. Поэтому хорошо [сказал] поэт о
Гекторе, желая утишить гнев Ахилла за умершего друга:
Землю, землю немую неистовый муж оскорбляет!
Очевидно, что ораторы, желающие смягчить [своих слушателей], должны в
своей речи исходить из этих общих положений; таким путем они могут
[слушателей] привести в нужное настроение, а тех, на кого [слушатели]
гневаются, выставить или страшными, или достойными уважения, или оказавшими
услугу ранее, или поступившими против воли, или весьма сожалеющими о своем
поступке.

ГЛАВА IV

Определение понятия "любить" и понятия "друг". - Кого и почему люди
любят? - Виды дружбы и отношение дружбы к услуге. - Понятия вражды и
ненависти, отношение их к гневу. - Как может пользоваться этими понятиями
оратор для своей цели?
Кого люди любят и кого ненавидят и почему, об этом мы скажем, определив
понятия "дружбы" и "любви". Пусть любить значит желать кому-нибудь того, что
считаешь благом, ради него [то есть этого другого человека], а не ради
самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага. Друг - тот,
кто любит и взаимно любим. Люди, которым кажется, что они так относятся друг
к другу, считают себя друзьями. Раз эти положения установлены, другом
необходимо будет тот, кто вместе с нами радуется нашим радостям и горюет о
наших горестях, не ради чего-нибудь другого, а ради нас самих. Все радуются,
когда сбывается то, чего они желают, и горюют, когда дело бывает наоборот,
так что горести и радости служат признаком желания. [Друзья] и те, у кого
одни и те же блага и несчастья, и те, кто друзья одним и тем же лицам и
враги одним и тем же лицам, потому что такие люди необходимо имеют
одинаковые желания. Итак, желающий другому того, чего он желает самому себе,
кажется другом этого другого человека.
Мы любим и тех, кто оказал благодеяние или нам самим или тем, в ком мы
принимаем участие - если [оказал] большое благодеяние, или [сделал это]
охотно, или [поступил так] при таких-то обстоятельствах и ради нас самих;
[любим] и тех, в ком подозреваем желание оказать благодеяние. [Любим мы]
также друзей наших друзей и тех, кто любит людей, любимых нами, и тех. кто
любим людьми, которых мы любим [Любим мы] также людей, враждебно относящихся
к тем, кому мы враги, и ненавидящих тех, кого мы ненавидим, и ненавидимых
теми, кому ненавистны мы сами. Для всех таких людей, благом представляется
то же, что для нас, так что они желают того, что есть благо для нас, а это,
как мы сказали, свойство друга.
[Любим мы] также людей, готовых оказать помощь в отношении денег, или в
отношении безопасности; поэтому-то таким уважением пользуются люди щедрые,
мужественные и справедливые, а такими считаются люди, не живущие в
зависимости от других, каковы люди, существующие трудами рук своих, и из них
в особенности люди, добывающие себе пропитание обработкой земли и другими
ремеслами.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz