|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 58 |
Поэтому справедливо говорит поэт:
Назови Одиссея, городов сокрушителя...
как будто бы он не счел себя отмщенным, если бы [его противник] не
почувствовал, кем и за что [он наказан]. Таким образом, мы не сердимся и на
всех тех, кто не может этого чувствовать, и на мертвых, ввиду того, что они
испытали самое ужасное бедствие и не почувствуют боли и не ощутят нашего
гнева, чего именно и хотят гневающиеся. Поэтому хорошо [сказал] поэт о
Гекторе, желая утишить гнев Ахилла за умершего друга:
Землю, землю немую неистовый муж оскорбляет!
Очевидно, что ораторы, желающие смягчить [своих слушателей], должны в
своей речи исходить из этих общих положений; таким путем они могут
[слушателей] привести в нужное настроение, а тех, на кого [слушатели]
гневаются, выставить или страшными, или достойными уважения, или оказавшими
услугу ранее, или поступившими против воли, или весьма сожалеющими о своем
поступке.
ГЛАВА IV
Определение понятия "любить" и понятия "друг". - Кого и почему люди
любят? - Виды дружбы и отношение дружбы к услуге. - Понятия вражды и
ненависти, отношение их к гневу. - Как может пользоваться этими понятиями
оратор для своей цели?
Кого люди любят и кого ненавидят и почему, об этом мы скажем, определив
понятия "дружбы" и "любви". Пусть любить значит желать кому-нибудь того, что
считаешь благом, ради него [то есть этого другого человека], а не ради
самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага. Друг - тот,
кто любит и взаимно любим. Люди, которым кажется, что они так относятся друг
к другу, считают себя друзьями. Раз эти положения установлены, другом
необходимо будет тот, кто вместе с нами радуется нашим радостям и горюет о
наших горестях, не ради чего-нибудь другого, а ради нас самих. Все радуются,
когда сбывается то, чего они желают, и горюют, когда дело бывает наоборот,
так что горести и радости служат признаком желания. [Друзья] и те, у кого
одни и те же блага и несчастья, и те, кто друзья одним и тем же лицам и
враги одним и тем же лицам, потому что такие люди необходимо имеют
одинаковые желания. Итак, желающий другому того, чего он желает самому себе,
кажется другом этого другого человека.
Мы любим и тех, кто оказал благодеяние или нам самим или тем, в ком мы
принимаем участие - если [оказал] большое благодеяние, или [сделал это]
охотно, или [поступил так] при таких-то обстоятельствах и ради нас самих;
[любим] и тех, в ком подозреваем желание оказать благодеяние. [Любим мы]
также друзей наших друзей и тех, кто любит людей, любимых нами, и тех. кто
любим людьми, которых мы любим [Любим мы] также людей, враждебно относящихся
к тем, кому мы враги, и ненавидящих тех, кого мы ненавидим, и ненавидимых
теми, кому ненавистны мы сами. Для всех таких людей, благом представляется
то же, что для нас, так что они желают того, что есть благо для нас, а это,
как мы сказали, свойство друга.
[Любим мы] также людей, готовых оказать помощь в отношении денег, или в
отношении безопасности; поэтому-то таким уважением пользуются люди щедрые,
мужественные и справедливые, а такими считаются люди, не живущие в
зависимости от других, каковы люди, существующие трудами рук своих, и из них
в особенности люди, добывающие себе пропитание обработкой земли и другими
ремеслами.
|
|