Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 37

Точно то же можно сказать и о серьезных
забавах: одни из них делаются приятными, по мере того как к ним привыкаешь,
другие же сразу доставляют удовольствие, например, травля собаками и вообще
всякая охота, потому что где есть борьба, там есть место и победе; на этом
основании искусство тягаться по судам и спорить доставляет удовольствие тем,
кто привык к подобному препровождению времени и имеет к нему способность.
Почет и добрая слава принадлежат к числу наиболее приятных вещей,
потому что каждый воображает, что он именно таков, каков бывает человек
хороший, и тем более в том случае, когда [почести и похвала] воздаются со
стороны лиц, которых мы считаем правдивыми. В этом случае люди нам близкие
значат больше, чем люди нам далекие, и люди коротко знакомые и наши
сограждане больше, чем люди нам чужие, и наши современники больше, чем наши
потомки, и разумные больше, чем неразумные, и многие больше, чем немногие,
потому что есть больше основания считать правдивыми перечисленных нами
людей, чем людей им противоположных. Раз человек с пренебрежением относится
к какой-нибудь категории существ (как, например, он относится к детям или
животным), он не придает никакого значения почестям со стороны их и доброй
славе среди них, по крайней мере, ради самой этой славы, а если он и придает
этим вещам значение, то ради чего-нибудь другого.
Друг также принадлежит к числу приятных вещей, потому что, с одной
стороны, приятно любить: никто, кому вино не доставляет удовольствия, не
любит его; а с другой стороны -приятно также и быть любимым, потому что и в
этом случае у человека является мысль, что он хорош, а этого жаждут все
способные чувствовать люди; а быть любимым значит быть ценимым ради самого
себя. Быть объектом удивления приятно уже потому, что с этим связан почет.
Приятно также быть объектом лести, приятен и льстец, потому что он -
кажущийся поклонник и друг. Приятно часто делать одно и то же, потому что,
как мы сказали, все привычное приятно. Приятно также испытывать перемену,
потому что перемены согласны с природой вещей, так как вечное однообразие
доводит до преувеличения (чрезмерности) раз существующее настроение, откуда
и говорится: "Во всем приятна перемена". Вследствие этого приятно то, что
является через известные промежутки времени - люди ли это, или
неодушевленные предметы, - потому что это производит некоторую перемену
сравнительно с настоящим; кроме того то, что мы видим через известные
промежутки времени, представляет некоторую редкость. По большей части
приятно также учиться и восхищаться, потому что в восхищении уже заключается
желание [познания], так что предмет восхищения скоро делается предметом
желания, а познавать значит следовать закону природы. К числу приятных вещей
относится оказывание и испытывание благодеяний, потому что испытывать
благодеяние значит получать то, чего желаешь, а оказывать благодеяние значит
обладать и притом обладать в большей степени, чем другие, - а того и другого
люди добиваются.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz