|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 37 |
Точно то же можно сказать и о серьезных
забавах: одни из них делаются приятными, по мере того как к ним привыкаешь,
другие же сразу доставляют удовольствие, например, травля собаками и вообще
всякая охота, потому что где есть борьба, там есть место и победе; на этом
основании искусство тягаться по судам и спорить доставляет удовольствие тем,
кто привык к подобному препровождению времени и имеет к нему способность.
Почет и добрая слава принадлежат к числу наиболее приятных вещей,
потому что каждый воображает, что он именно таков, каков бывает человек
хороший, и тем более в том случае, когда [почести и похвала] воздаются со
стороны лиц, которых мы считаем правдивыми. В этом случае люди нам близкие
значат больше, чем люди нам далекие, и люди коротко знакомые и наши
сограждане больше, чем люди нам чужие, и наши современники больше, чем наши
потомки, и разумные больше, чем неразумные, и многие больше, чем немногие,
потому что есть больше основания считать правдивыми перечисленных нами
людей, чем людей им противоположных. Раз человек с пренебрежением относится
к какой-нибудь категории существ (как, например, он относится к детям или
животным), он не придает никакого значения почестям со стороны их и доброй
славе среди них, по крайней мере, ради самой этой славы, а если он и придает
этим вещам значение, то ради чего-нибудь другого.
Друг также принадлежит к числу приятных вещей, потому что, с одной
стороны, приятно любить: никто, кому вино не доставляет удовольствия, не
любит его; а с другой стороны -приятно также и быть любимым, потому что и в
этом случае у человека является мысль, что он хорош, а этого жаждут все
способные чувствовать люди; а быть любимым значит быть ценимым ради самого
себя. Быть объектом удивления приятно уже потому, что с этим связан почет.
Приятно также быть объектом лести, приятен и льстец, потому что он -
кажущийся поклонник и друг. Приятно часто делать одно и то же, потому что,
как мы сказали, все привычное приятно. Приятно также испытывать перемену,
потому что перемены согласны с природой вещей, так как вечное однообразие
доводит до преувеличения (чрезмерности) раз существующее настроение, откуда
и говорится: "Во всем приятна перемена". Вследствие этого приятно то, что
является через известные промежутки времени - люди ли это, или
неодушевленные предметы, - потому что это производит некоторую перемену
сравнительно с настоящим; кроме того то, что мы видим через известные
промежутки времени, представляет некоторую редкость. По большей части
приятно также учиться и восхищаться, потому что в восхищении уже заключается
желание [познания], так что предмет восхищения скоро делается предметом
желания, а познавать значит следовать закону природы. К числу приятных вещей
относится оказывание и испытывание благодеяний, потому что испытывать
благодеяние значит получать то, чего желаешь, а оказывать благодеяние значит
обладать и притом обладать в большей степени, чем другие, - а того и другого
люди добиваются.
|
|