Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 51


Раз выяснено, что нужно говорить относительно каждого из вышеуказанных
случаев, ясно также, что нужно говорить при сочетании двух случаев в один,
например, если человек желает принять клятву, а сам приносить ее не желает,
или если он приносит ее, но не желает принять ее от противника, или если он
желает и принести, и принять ее, или если не желает ни того, ни другого. Эти
случаи получатся от сочетания указанных случаев, так что и доводы
относительно их получатся от сочетания доводов, касающихся каждого
отдельного случая.
Если человек раньше принес клятву, противоречащую клятве, ныне
приносимой, то он может в свое оправдание сказать, что это не
клятвопреступление, потому что преступление есть нечто добровольное, что
приносить ложную клятву значить совершить преступление, но что действия,
совершаемые под влиянием насилия и обмана, не произвольны. Отсюда можно и
относительно клятвопреступления вывести заключение, что суть его в умысле
человека, а не в том, что произносят уста.
Если же противник наш раньше принес клятву, противоречащую [ныне
произносимой], то можно сказать, что человек, не остающийся верным своей
клятве, ниспровергает все, что поэтому и судьи, лишь произнося клятву,
приводят в исполнение законы. "И от вас они требуют соблюдения тех клятв,
принеся которые, вы отправляете правосудие, а сами не соблюдают принесенных
ими клятв". Пользуясь амплификацией, можно сказать и многое другое подобное.
Вот все, что можно сказать по поводу нетехнических доказательств.

КНИГА II



ГЛАВА I

Цель риторики. - Условия, придающие речи характер убедительности. -
Причины, возбуждающие доверие к оратору. - Определение страсти. - Три точки
зрения, с которых следует рассматривать каждую из страстей.
Итак, вот те основания, исходя из которых следует склонять к
чему-нибудь или отвращать от чего-нибудь, хвалить и хулить, обвинять и
оправдываться, и вот представления и положения, которые способствуют
доказательности доводов, потому что по поводу их и с помощью их строятся
энтимемы, как это можно сказать относительно каждого из родов речи в
частности. Так как риторика имеет в виду решение - ведь и о предметах речей
совещательных составляют известное решение, и судебное дело есть также
решение, - в виду этого необходимо не только заботиться о том, чтобы речь
была доказательной и возбуждающей доверие, но также и показать себя
человеком известного склада и настроить известным образом судью, потому что
для убедительности речи весьма важно (особенно в речах совещательных, а
затем и в судебных), чтобы оратор показался человеком известного склада и
чтобы [слушатели] поняли, что он к ним относится известным образом, а также,
чтобы и они были к нему расположены известным образом. Выказать себя
человеком известного склада бывает для оратора полезнее в совещательных
речах, а вызвать у слушателя известное отношение полезнее в речах судебных,
потому что дело представляется не одинаковым тому, кто находится под
влиянием любви, и тому, кем руководит ненависть, тому, кто сердится, и тому,
кто кротко настроен, но или совершенно различным или различным по значению.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz