Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 124

Не должно однако забывать, что все подобное не относится прямо к
речи и предназначается для плохого слушателя, слушающего то, что к делу не
относится. Если же слушатель не таков, в предисловии нет никакой надобности,
а нужно разве только вкратце изложить дело, чтобы тело, так сказать, имело
голову. Обязанность возбуждать внимание слушателей, когда это нужно, лежит
одинаково на всех частях речи, потому что внимание ослабевает во всех других
частях скорее, чем в начале. Поэтому смешно помещать [это старание] в
начале, когда все слушают с наибольшим вниманием. Таким образом следует, где
это уместно, употреблять [такие фразы]: "уделите мне ваше внимание, потому
что это дело касается не больше меня, чем вас", - и: "я вам скажу нечто
такое страшное или такое удивительное, подобного чему вы никогда не
слыхали". Это будет то же, что говорил Продик, когда его слушатели готовы
были заснуть, - что он вставит [в свою речь] 50-ти драхмовое учение.
Очевидно, что [подобные приемы употребляются] по отношению к слушателю,
поскольку он не есть слушатель, потому что все в своих предисловиях или
обвиняют, или рассеивают страхи, [например]:
Царь, я скажу вовсе не из поспешности. Или:
К чему столько предисловий?
[К этому приему прибегают также] те, дело которых неправо или кажется
неправым, потому что им выгоднее останавливаться на всем другом, кроме
своего дела. Поэтому-то и рабы отвечают не то, что у них спрашивают, а
[ходят] вокруг и около и делают длинные вступления.
Каким образом следует делать [слушателей] благосклонными, об этом мы
сказали, так же как и о каждом подобном [приеме в отдельности], ибо хорошо
сказал [поэт]:
Дай мне явиться для Феаков другом и предметом сострадания, так как к
этим двум [вещам] следует стремиться. А в речах эпидиктических нужно
заставлять слушателей думать, что похвала относится также или к ним самим,
или к их роду, или к их образу жизни, или каким-нибудь иным образом, потому
что правду говорит Сократ в надгробной речи: "Не трудно хвалить афинян среди
афинян, [но трудно хвалить их] среди лакедемонян".
Предисловия в речах, произносимых перед народом, берутся из предисловий
к речам судебным; но по самой своей природе [эти речи] наименее в них
нуждаются, потому что и [слушатели] знают, о чем идет речь, и самое дело
нисколько не нуждается в предисловии. [Предисловие может быть нужно лишь]
или ради самого оратора, или ради его противников, или если слушатели
считают дело не таким важным, каким [оратор] желает [его представить], но
или более, или менее важным, почему и бывает необходимо установить
обвинение, или опровергнуть его, увеличить или уменьшить [значение дела];
ради этого и бывает нужда в предисловии, - еще [предисловие бывает нужно]
для украшения, так как речь кажется наскоро составленной, если в ней нет
[предисловия]. Такова, например, хвалебная речь Горгия к элейцам, где он, не
подбоченясь и не размахнувшись предварительно, прямо начинает: "Элея -
счастливый город".



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz