|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 4 |
Если же кто-либо скажет, что человек, несправедливо пользующийся
подобной способностью слова, может сделать много вреда, то это замечание
можно [до некоторой степени] одинаково отнести ко всем благам, исключая
добродетели, и преимущественно к тем, которые наиболее полезны, как
например, к силе, здоровью, богатству, военачальству: человек, пользуясь
этими благами, как следует, может принести много пользы, несправедливо же
[пользуясь ими,] может сделать очень много вреда.
Итак, очевидно, что риторика не касается какого-нибудь отдельного
класса предметов, но как и диалектика [имеет отношение ко всем областям], а
также, что она полезна и что дело ее - не убеждать, но в каждом данном
случае находить способы убеждения; то же можно заметить и относительно всех
остальных искусств, ибо дело врачебного искусства, например, заключается не
в том, чтобы делать [всякого человека] здоровым, но в том, чтобы, насколько
возможно, приблизиться к этой цели, потому что вполне возможно хорошо лечить
и таких людей, которые уже не могут выздороветь
Кроме того очевидно, что к области одного и того же искусства относится
изучение как действительно убедительного, так и кажущегося убедительным,
подобно тому, как к области диалектики относится изучение как
действительного, так и кажущегося силлогизма: человек делается софистом не в
силу какой-нибудь особенной способности, а в силу намерения, с которым он
пользуется своим дарованием. Впрочем, здесь [в риторике] имя ритора будет
даваться сообразно как со знанием, так и с намерением [которое побуждает
человека говорить]. Там же [в логике] софистом называется человек по своим
намерениям, а диалектиком - не по своим намерениям, а по своим способностям.
Теперь попытаемся говорить уже о самом методе, - каким образом и с
помощью чего мы можем достигать поставленной цели. Итак, определив снова,
как и в начале, что такое риторика, перейдем к дальнейшему изложению.
ГЛАВА II
Место риторики среди других наук и искусств -Технические и
нетехнические способы убеждения. - Три вида технических способов убеждения.
- Риторика -отрасль диалектики и политики. - Пример и энтимема. -Анализ
убедительного. - Вопросы, которыми занимается риторика. - Из чего выводятся
энтимемы? -Определение вероятного. - Виды признаков. - Пример -риторическое
наведение. - Общие места (tottoi) и частные энтимемы (Ј(5п).
Итак, определим риторику, как возможность находить возможные способы
убеждения относительно каждого данного предмета. Это не составляет задачи
какого-нибудь другого искусства, потому что каждая другая наука может
научать и убеждать только относительно того, что принадлежит ее области, как
например, врачебное искусство - относительно того, что способствует здоровью
или ведет к болезни, геометрия -относительно возможных между величинами
изменений, арифметика - относительно чисел; точно так же и остальные
искусства и науки; риторика же, по-видимому, способна находить способы
убеждения относительно каждого данного предмета, потому-то мы и говорим, что
она не касается какого-нибудь частного, определенного класса предметов.
|
|