Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 4

Если же кто-либо скажет, что человек, несправедливо пользующийся
подобной способностью слова, может сделать много вреда, то это замечание
можно [до некоторой степени] одинаково отнести ко всем благам, исключая
добродетели, и преимущественно к тем, которые наиболее полезны, как
например, к силе, здоровью, богатству, военачальству: человек, пользуясь
этими благами, как следует, может принести много пользы, несправедливо же
[пользуясь ими,] может сделать очень много вреда.
Итак, очевидно, что риторика не касается какого-нибудь отдельного
класса предметов, но как и диалектика [имеет отношение ко всем областям], а
также, что она полезна и что дело ее - не убеждать, но в каждом данном
случае находить способы убеждения; то же можно заметить и относительно всех
остальных искусств, ибо дело врачебного искусства, например, заключается не
в том, чтобы делать [всякого человека] здоровым, но в том, чтобы, насколько
возможно, приблизиться к этой цели, потому что вполне возможно хорошо лечить
и таких людей, которые уже не могут выздороветь
Кроме того очевидно, что к области одного и того же искусства относится
изучение как действительно убедительного, так и кажущегося убедительным,
подобно тому, как к области диалектики относится изучение как
действительного, так и кажущегося силлогизма: человек делается софистом не в
силу какой-нибудь особенной способности, а в силу намерения, с которым он
пользуется своим дарованием. Впрочем, здесь [в риторике] имя ритора будет
даваться сообразно как со знанием, так и с намерением [которое побуждает
человека говорить]. Там же [в логике] софистом называется человек по своим
намерениям, а диалектиком - не по своим намерениям, а по своим способностям.
Теперь попытаемся говорить уже о самом методе, - каким образом и с
помощью чего мы можем достигать поставленной цели. Итак, определив снова,
как и в начале, что такое риторика, перейдем к дальнейшему изложению.

ГЛАВА II

Место риторики среди других наук и искусств -Технические и
нетехнические способы убеждения. - Три вида технических способов убеждения.
- Риторика -отрасль диалектики и политики. - Пример и энтимема. -Анализ
убедительного. - Вопросы, которыми занимается риторика. - Из чего выводятся
энтимемы? -Определение вероятного. - Виды признаков. - Пример -риторическое
наведение. - Общие места (tottoi) и частные энтимемы (Ј(5п).
Итак, определим риторику, как возможность находить возможные способы
убеждения относительно каждого данного предмета. Это не составляет задачи
какого-нибудь другого искусства, потому что каждая другая наука может
научать и убеждать только относительно того, что принадлежит ее области, как
например, врачебное искусство - относительно того, что способствует здоровью
или ведет к болезни, геометрия -относительно возможных между величинами
изменений, арифметика - относительно чисел; точно так же и остальные
искусства и науки; риторика же, по-видимому, способна находить способы
убеждения относительно каждого данного предмета, потому-то мы и говорим, что
она не касается какого-нибудь частного, определенного класса предметов.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz