Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 94


Еще один [топ заключается] в обсуждении, нельзя ли было или нельзя ли
теперь сделать иначе и лучше, чем советуют, или делают, или сделали, ибо
очевидно, что если это так, то [человек] не сделал [того-то], так как никто
добровольно и сознательно не предпочитает дурное. Но такое [рассуждение]
неверно, ибо часто потом становится очевидно, как было лучше сделать, а
сначала это было неясно.
Еще один [топ], когда люди намерены сделать что-нибудь противоположное
сделанному раньше, [заключается] в рассмотрении вместе [того и другого],
как, например, Ксенофан на вопрос Элеатов, нужно ли им приносить жертвы
Левкофее и оплакивать ее, или нет, посоветовал не оплакивать [ее], если они
считают ее богиней, если же человеком, то не приносить ей жертв.
Еще один [топ заключается] в обвинении или оправдании на основании
сделанных ошибок, как, например, в "Медее" Каркина. Медею обвиняют в том,
что она убила своих детей, ибо они не появляются; Медея совершила проступок,
выразившийся в удалении детей. Она же оправдывается тем, что она убила бы не
детей, но Ясона, что она сделала бы ошибку, не исполнив этого, если бы она и
сделала другое. Этот топ и вид энтимемы составляли первоначально все
искусство Феодора.
Другой [топ заимствуется] от имени, как, например, Софокл говорит: Это
- точно Сидеро, к тому же и носящая это имя. Так обыкновенно говорят в
хвалениях богам, так и Конон называл Фрасивула смелым на совет, и Иродик
говорил Фрасимаху: ты всегда смел в борьбе, и Полу: ты всегда жеребенок. [Он
говорил] также о законодателе Драконе: это законы не человека, а Дракона,
так они суровы. И как Экава у Еврипида [говорит] об Афродите:
И имя богини по справедливости начинается с безумия.
И какХеримон [говорит]:
Пенфей, получивший имя от грядущего бедствия.
Из энтимем большей известностью пользуются изобличительные, чем
показательные, ибо изобличительная энтимема есть свод вкратце
противоположных мнений, которые, находясь рядом, становятся яснее для
слушателя. Но из всех силлогизмов - изобличительных и показательных - всего
более впечатления производят те, которые с самого начала предугадываются
слушателями, но не потому, что они поверхностны: (слушатели) сами радуются,
заранее предчувствуя [заключение] - а также те, которые являются [в речи]
так поздно, что слушатели понимают их, как только они произнесены.

ГЛАВА XXIV

Кажущиеся энтимемы. - Различные топы, которыми можно пользоваться для
кажущихся энтимем.
Так как возможны случаи, когда одно есть силлогизм, а другое не есть
[силлогизм], а только кажется [им], то, необходимо, также одно есть
энтимема, а другое не есть энтимема, но кажется [ею], ибо энтимема есть
некоторого рода силлогизм. Из топов кажущихся энтимем один касается способа
выражения: один вид [этого топа заключается в том], чтобы как и в
диалектике, окончательно выводить заключение, не построив силлогизма,
[например]: итак, того-то и того-то нет, следовательно то-то и то-то
необходимо есть.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz