|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 120 |
Если сравнивать речи между собой, то
речи, написанные при устных состязаниях, кажутся сухими, а речи ораторов,
даже если они имели успех, кажутся неискусными, [раз они у нас] в руках, [то
есть, раз мы их читаем]; причина этого та, что они пригодны [только] для
устного состязания; по той же причине и сценические приемы вне сцены не
производят свойственного им впечатления и кажутся нелепыми: например, фразы,
не соединенные союзами, и частое повторение одного и того же в речи
письменной по справедливости отвергается, а в устных состязаниях нет и
ораторы употребляют [эти обороты], потому что они свойственны актерам. При
повторении одного и того же необходимо говорить иначе, что как бы дает место
декламации, [например]: вот тот, кто обокрал вас, вот тот, кто обманул вас,
вот тот, кто, наконец, решил предать вас. Так, например, поступал актер
Филимон в "Безумии стариков" Анаксандрида всякий раз, произнося "Радаманф и
Паламид", а в прологе к "Благочестивым", [произнося слово] "Я". А если кто
произносит такие фразы, не как актер, то он уподобляется человеку, несущему
бревно. Точно то же [можно сказать] о фразах, не соединенных союзами,
например: "я пришел, я встретил, я попросил". Эти предложения нужно
произнести с декламацией, а не говорить их одинаково, одинаковым голосом,
как бы говоря одну фразу. Речь, не соединенная союзами, имеет некоторую
особенность: в один и тот же промежуток времени сказано, по-видимому,
многое, потому что соединение посредством союзов делает многое чем-то
единым, а с уничтожением союзов, очевидно, единое, напротив, делается
многим. Следовательно, [такая речь] заключает в себе амплификацию: "я
пришел, заговорил, попросил" (это кажется многим); "он с презрением отнесся
ко всему, что я сказал". Того же хочет достигнуть и Гомер, говоря:
Нирей из Симы,
Нирей от Аглаи рожденный,
Нирей прекраснейший из всех.
О ком говорится многое, о том, конечно, говорится часто; и если [о
ком-нибудь говорится] часто, кажется, [что о нем сказано] многое; таким
образом [и поэт], раз упомянув [о Нирее], с помощью паралогизма увеличил
число раз и увековечил таким образом его имя, хотя нигде в другом месте не
сказал о нем ни слова.
Стиль речи, произносимой в народном собрании, во всех отношениях похож
на тенепись, ибо чем больше толпа, тем отдаленнее перспектива, поэтому-то и
там, и здесь, все точное кажется неуместным и производит худшее впечатление;
точнее стиль речи судебной, а еще более точна речь, [произносимая] перед
одним судьей: [такая речь] всего менее заключает в себе риторики, потому что
здесь виднее то, что идет к делу и что ему чуждо; здесь не бывает
препирательств, так что решение [получается] чистое. Поэтому-то не одни и те
же ораторы имеют успех во всех перечисленных родах речей, но где всего
больше декламации, там всего меньше точности; это бывает там, где нужен
голос, и особенно, где нужен большой голос.
|
|