Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 23

И то, что встречается реже, лучше того, что бывает в
изобилии, как, например, золото лучше железа, хотя оно и менее полезно;
обладание им представляется большим благом, потому что оно труднее. С другой
стороны, существующее в изобилии лучше того, что встречается, как редкость,
потому что пользование им более распространено, ибо "часто" имеет
преимущество перед "редко", отчего и говорится:
Всего лучше вода.
И вообще более трудное [лучше], чем более легкое, потому что реже, а с
другой точки зрения более легкое [лучше], чем более трудное, потому что
подчиняется нашим желаниям. [Большее благо] и то, чему противоположно
большее зло, и то, лишение чего чувствуется сильнее. И добродетель выше
того, что не есть добродетель, а порок выше того, что не есть порок, потому
что добродетель и порок суть цели, а эти другие [качества] такими не
представляются. И из причин важнее те, следствия которых значительнее - в
хорошую или дурную сторону. И более важны следствия того, хорошие и дурные
стороны чего крупнее, потому что каковы причины и начала, таковы и
следствия, и каковы следствия, таковы и причины и начала. [Лучше] и то,
высшая степень чего более желательна или прекрасна, как, например,
желательнее хорошо видеть, чем тонко обонять, потому что зрение лучше
обоняния. И любить друзей лучше, чем любить деньги, так что и дружелюбие
лучше корыстолюбия. Наоборот, чрезмерная степень чего-нибудь лучшего лучше и
чего-нибудь прекрасного прекраснее, точно так же как лучше и прекраснее те
вещи, которые возбуждают более высокие и прекрасные желания, потому что
более сильные желания относятся к большим объектам, а по той же самой
причине и желания, возбуждаемые более прекрасными и высокими предметами,
прекраснее и выше. И чем прекраснее и ценнее науки, тем прекраснее и ценнее
их объекты, потому что какова наука, такова и истина, в ней заключающаяся,
так как каждая наука располагает (кгЛгйен) своей собственной истиной. По
аналогии с этим науки тем прекраснее и ценнее, чем прекраснее и ценнее их
объекты. И то, что могут признать или признали большим благом люди разумные,
или все, или многие из них, или большая часть их, или лучшие из них, будет
считаться большим благом или вообще, или постольку, поскольку их суждение
было разумно. Это правило распространяется и на другие вопросы, потому что
сущность, степень и качество вещей таковы, какими их признали знание и
рассудок. Но о вопросах блага мы уже сказали, так как мы определили благо,
как нечто такое, что избрали бы для себя все существа, одаренные рассудком.
Отсюда очевидно, что и большее благо - то, чему рассудок оказывает больше
предпочтения. И то [качество], которое есть у лучших людей, есть большее
благо или безусловно, или постольку, поскольку они лучшие люди, например,
мужество лучше силы. [Большее благо] и то, что предпочел бы лучший человек
или безусловно, или поскольку он лучший человек, так например, терпеть
несправедливость лучше, чем делать несправедливость, потому что первое
предпочел бы более справедливый человек.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz