Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 74


Очевидно также, кто такие люди, возбуждающие соревнование: возбуждают
соревнование люди, обладающие этими и им подобными благами. Эти блага
таковы, как вышеуказанные, например, мужество, мудрость, власть, потому что
люди, власть имеющие, могут благодетельствовать многим; таковы полководцы,
ораторы, вообще все, обладающие подобным могуществом. [Сюда, т.е. к лицам,
возбуждающим соревнование, относятся люди], которым многие желают быть
подобны или знакомы или с которыми многие желают быть друзьями, также те,
кому многие удивляются или кому мы удивляемся, и те, кого воспевают и
прославляют поэты или писатели. Люди противоположного сорта пользуются
презрением, ибо презрение противоположно соревнованию, и "презирать"
[противоположно] понятию "соревноваться". Люди, находящиеся в таком
состоянии, что соревнуются с кем-нибудь или служат предметом соревнования
для кого-нибудь, необходимо склонны презрительно относиться ко всем вещам и
лицам, обладающим недостатками, противоположными тем благам, которые
возбуждают соревнование. Поэтому они часто презирают людей, пользующихся
удачей, когда удача выпадает им без благ, пользующихся уважением.
Мы сказали, при помощи чего возникают и исчезают страсти, из чего
образуются способы убеждения. Вслед за этим изложим, каковы бывают нравы
сообразно со страстями людей, их качествами, возрастом и жребием.

ГЛАВА XII

Нравы (черты характера) людей в различных возрастах черты, свойственные
юности.
Я называю страстями гнев, желание и тому подобные [движения души], о
которых мы говорили раньше качествами - добродетели и пороки - о них сказано
раньше, а также о том, что предпочитают отдельные личности и что они
способны делать. Возраст - это юность, зрелый возраст и старость. Жребием я
называю благородство происхождения, богатство, власть и вещи противоположные
этим, и вообще удачу и неудачу.
Юноши по своему нраву склонны к желаниям, а также склонны исполнять то,
чего пожелают, и из желаний плотских они всего более склонны следовать
желанию любовных наслаждений и невоздержанны относительно его. По отношению
к страстям они переменчивы и легко пресыщаются ими, они сильно желают и
скоро перестают [желать]; их желания пылки, но не сильны, как жажда и голод
у больных. Они страстны, вспыльчивы и склонны следовать гневу. Они слабее
гнева [не могут совладать с гневом], ибо по своему честолюбию они не
переносят пренебрежения, и негодуют, когда считают себя обиженными. Они
любят почет, но еще более любят победу, потому что юность жаждет
превосходства, а победа есть некоторого рода превосходство. Обоими этими
качествами они обладают в большей степени, чем корыстолюбием: они совсем не
корыстолюбивы, потому что еще не испытали нужды, как говорит изречение
Питтака против Амфиарая. Они не злы, а добродушны, потому что еще не видели
многих низостей. Они легковерны, потому что еще не во многом были обмануты.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz