|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 74 |
Очевидно также, кто такие люди, возбуждающие соревнование: возбуждают
соревнование люди, обладающие этими и им подобными благами. Эти блага
таковы, как вышеуказанные, например, мужество, мудрость, власть, потому что
люди, власть имеющие, могут благодетельствовать многим; таковы полководцы,
ораторы, вообще все, обладающие подобным могуществом. [Сюда, т.е. к лицам,
возбуждающим соревнование, относятся люди], которым многие желают быть
подобны или знакомы или с которыми многие желают быть друзьями, также те,
кому многие удивляются или кому мы удивляемся, и те, кого воспевают и
прославляют поэты или писатели. Люди противоположного сорта пользуются
презрением, ибо презрение противоположно соревнованию, и "презирать"
[противоположно] понятию "соревноваться". Люди, находящиеся в таком
состоянии, что соревнуются с кем-нибудь или служат предметом соревнования
для кого-нибудь, необходимо склонны презрительно относиться ко всем вещам и
лицам, обладающим недостатками, противоположными тем благам, которые
возбуждают соревнование. Поэтому они часто презирают людей, пользующихся
удачей, когда удача выпадает им без благ, пользующихся уважением.
Мы сказали, при помощи чего возникают и исчезают страсти, из чего
образуются способы убеждения. Вслед за этим изложим, каковы бывают нравы
сообразно со страстями людей, их качествами, возрастом и жребием.
ГЛАВА XII
Нравы (черты характера) людей в различных возрастах черты, свойственные
юности.
Я называю страстями гнев, желание и тому подобные [движения души], о
которых мы говорили раньше качествами - добродетели и пороки - о них сказано
раньше, а также о том, что предпочитают отдельные личности и что они
способны делать. Возраст - это юность, зрелый возраст и старость. Жребием я
называю благородство происхождения, богатство, власть и вещи противоположные
этим, и вообще удачу и неудачу.
Юноши по своему нраву склонны к желаниям, а также склонны исполнять то,
чего пожелают, и из желаний плотских они всего более склонны следовать
желанию любовных наслаждений и невоздержанны относительно его. По отношению
к страстям они переменчивы и легко пресыщаются ими, они сильно желают и
скоро перестают [желать]; их желания пылки, но не сильны, как жажда и голод
у больных. Они страстны, вспыльчивы и склонны следовать гневу. Они слабее
гнева [не могут совладать с гневом], ибо по своему честолюбию они не
переносят пренебрежения, и негодуют, когда считают себя обиженными. Они
любят почет, но еще более любят победу, потому что юность жаждет
превосходства, а победа есть некоторого рода превосходство. Обоими этими
качествами они обладают в большей степени, чем корыстолюбием: они совсем не
корыстолюбивы, потому что еще не испытали нужды, как говорит изречение
Питтака против Амфиарая. Они не злы, а добродушны, потому что еще не видели
многих низостей. Они легковерны, потому что еще не во многом были обмануты.
|
|