|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 35 |
Итак, следует рассмотреть полезные и приятные вещи, - сколько их
и каковы они. О полезном мы говорили раньше, говоря о речах, носящих
характер совещательный; теперь поговорим о приятном. При этом достаточными
нужно считать те определения, которые относительно каждого данного предмета
не представляются ни слишком неопределенными, ни слишком мелочными.
ГЛАВА XI
Определение удовольствия - Различные категории приятного.
Определим удовольствие, как некоторое движение души и как быстрое и
ощутимое водворение ее в ее естественное состояние; неудовольствие же
определим, как нечто противоположное этому. Если же все подобное есть
удовольствие, то очевидно, что приятно и все то, что создает вышеуказанное
нами душевное состояние, а все то, что его уничтожает или создает душевное
состояние противоположного характера, все это неприятно. Отсюда необходимо
следует, что по большей части приятно водворение в своем природном
состоянии, и особенно в том случае, когда возвратит себе свою природу то,
что согласно с ней происходит. [Приятны и] привычки, потому что привычное
уже как бы получает значение природного, так как привычка несколько подобна
природе, понятие "часто" близко к понятию "всегда", природа же относится к
понятию "всегда", а привычка к понятию "часто". Приятно и то, что делается
не насильно, потому что насилие противно природе; на этом то основании все
необходимое тягостно, и справедливо говорится, что всяка необходимость по
своей природе тягостна". Неприятны также заботы, попечения и усилия; все это
принадлежит к числу вещей необходимых и вынужденных, если только люди к ним
не привыкли; в последнем случае привычка делает их приятными. Вещи, по
своему характеру противоположные вышеуказанным, приятны, поэтому к числу
вещей приятных относитс легкомыслие, бездействие, беззаботность, шутка и
сон, потому что ни одна из этих вещей не имеет ничего общего с
необходимостью. Приятно и все то, что составляет объект желания, потому что
желание есть стремление к удовольствию. Из желаний одни неразумны, другие
разумны; к числу неразумных я отношу те желания, которые люди испытывают
независимо от такого или другого мнения [о предмете желания], [сюда
принадлежат] желания, называемые естественными, каковы все желания,
создаваемые нашим телом, например, желание пищи, голод, жажда и стремление к
каждому отдельному роду пищи; сюда же относятся желания, связанные с
предметами вкуса, сладострастия, а также с предметами осязания, обоняния,
слуха и зрения.
Разумные желания те, которые являются под влиянием убеждения, потому
что мы жаждем увидеть и приобрести многие вещи, о которых мы слышали и [в
приятности которых] мы убеждены. Так как наслаждение заключается в
испытывании известного впечатления, а представление есть некоторого рода
слабое ощущение, то всегда у человека, вспоминающего что-нибудь или
надеющегося на что-нибудь, есть некоторое представление о том, о чем он
вспоминает или на что надеется; если же это так, то очевидно, что для людей,
вспоминающих что-нибудь или надеющихся на что-нибудь, получается
удовольствие, так как в этом случае они испытывают известного рода ощущение.
|
|