Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 35

Итак, следует рассмотреть полезные и приятные вещи, - сколько их
и каковы они. О полезном мы говорили раньше, говоря о речах, носящих
характер совещательный; теперь поговорим о приятном. При этом достаточными
нужно считать те определения, которые относительно каждого данного предмета
не представляются ни слишком неопределенными, ни слишком мелочными.

ГЛАВА XI

Определение удовольствия - Различные категории приятного.
Определим удовольствие, как некоторое движение души и как быстрое и
ощутимое водворение ее в ее естественное состояние; неудовольствие же
определим, как нечто противоположное этому. Если же все подобное есть
удовольствие, то очевидно, что приятно и все то, что создает вышеуказанное
нами душевное состояние, а все то, что его уничтожает или создает душевное
состояние противоположного характера, все это неприятно. Отсюда необходимо
следует, что по большей части приятно водворение в своем природном
состоянии, и особенно в том случае, когда возвратит себе свою природу то,
что согласно с ней происходит. [Приятны и] привычки, потому что привычное
уже как бы получает значение природного, так как привычка несколько подобна
природе, понятие "часто" близко к понятию "всегда", природа же относится к
понятию "всегда", а привычка к понятию "часто". Приятно и то, что делается
не насильно, потому что насилие противно природе; на этом то основании все
необходимое тягостно, и справедливо говорится, что всяка необходимость по
своей природе тягостна". Неприятны также заботы, попечения и усилия; все это
принадлежит к числу вещей необходимых и вынужденных, если только люди к ним
не привыкли; в последнем случае привычка делает их приятными. Вещи, по
своему характеру противоположные вышеуказанным, приятны, поэтому к числу
вещей приятных относитс легкомыслие, бездействие, беззаботность, шутка и
сон, потому что ни одна из этих вещей не имеет ничего общего с
необходимостью. Приятно и все то, что составляет объект желания, потому что
желание есть стремление к удовольствию. Из желаний одни неразумны, другие
разумны; к числу неразумных я отношу те желания, которые люди испытывают
независимо от такого или другого мнения [о предмете желания], [сюда
принадлежат] желания, называемые естественными, каковы все желания,
создаваемые нашим телом, например, желание пищи, голод, жажда и стремление к
каждому отдельному роду пищи; сюда же относятся желания, связанные с
предметами вкуса, сладострастия, а также с предметами осязания, обоняния,
слуха и зрения.
Разумные желания те, которые являются под влиянием убеждения, потому
что мы жаждем увидеть и приобрести многие вещи, о которых мы слышали и [в
приятности которых] мы убеждены. Так как наслаждение заключается в
испытывании известного впечатления, а представление есть некоторого рода
слабое ощущение, то всегда у человека, вспоминающего что-нибудь или
надеющегося на что-нибудь, есть некоторое представление о том, о чем он
вспоминает или на что надеется; если же это так, то очевидно, что для людей,
вспоминающих что-нибудь или надеющихся на что-нибудь, получается
удовольствие, так как в этом случае они испытывают известного рода ощущение.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz