Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 99

При таких предположениях все
движущееся будет приводиться в движение чемнибудь. А именно, если взято
движущееся [тело] АВ, оно необходимо будет делимым, так как все движущееся
делимо. Пусть оно будет разделено в [точке] Г. Если ГВ не движется, не будет
двигаться и АВ, ибо, если оно будет двигаться, ясно, что его будет двигать
АГ, поскольку ГВ находится в покое; следовательно, [АВ] не будет двигаться
само по себе и первично. Но было предположено, что оно движется само по себе
и первично. Следовательно, если ГВ не движется, необходимо, чтобы покоилось
и АВ. Но то, что покоится, если ничто его не движет, как было признано,
приводится в движение чем-нибудь; необходимо, следовательно, чтобы все
движущееся приводилось чем-нибудь в движение. Ибо движущееся всегда будет
делимым; когда же часть не движется, необходимо покоится и целое.
Так как все движущееся необходимо должно приводиться в движение
чем-нибудь, а именно если нечто перемещается под действием другого
движущегося и это движущее в свою очередь приводится в движение другим
движущимся, а оно другим и так далее, то необходимо [признать] существование
первого движущего и не идти в бесконечность. Допустим, что первого движущего
нет и существует [такой] бесконечный [ряд]. Пусть А приводится в движение
под действием В, В -- под действием Г, Г -- под действием Д и всегда смежное
смежным. Так как, согласно предположению, движущее приводит в движение
движимое, то необходимо, чтобы одновременно происходило движение движимого и
движущего (ведь одновременно движет движущее и движется движимое); таким
образом, ясно, что одновременно будет происходить движение А, В, Г и каждого
из движущих и движимых. Действительно, возьмем движение каждого, и пусть
движение А будет Е, движение В -- Z, движение Г -- и, движение Н -- Т. Ибо
хотя одно всегда приводится в движение другим, всетаки возможно принять
каждое движение за единое по числу, так как всякое движение [направлено] из
чего-нибудь во чтонибудь и по своим границам не беспредельно. Я называю
единым по числу движение из одного и того же в одно и то же по числу,
происходящее в то же самое по числу время. Существует ведь движение
одинаковое по роду, виду и числу: по роду -- если оно относится к одной и
той же категории, например сущности или качества, по виду -- если оно
происходит из одного вида в тот же самый вид, например из светлого в темное
или из хорошего в дурное, когда у них нет различия по виду; по числу -- если
оно вдет из единого по числу в единое по числу в течение того же самого
времени, например из того светлого в это темное или из того места в это в
течение этого времени; если же движение происходит в другое время, оно еще
не будет единым по числу, а только по виду. Об этом было сказано раньше.
Возьмем время, в течение которого проделало свое движение [тело] А;
пусть оно будет К. Так как движение А ограничено, то и время будет
ограниченным.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz