Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 124


Будет ли каждый из неподвижных двигателей вечным -- это не имеет отношения к
нашему рассуждению, но что необходимо должно существовать нечто, остающееся
неподвижным при всякой внешней перемене, происходящей как непосредственно,
так и по совпадению, но могущее двигать другое, -- это очевидно из
следующего.
Допустим -- если кто-нибудь этого пожелает -- возможность того, что
некоторые [предметы] иногда существуют, иногда нет без возникновения и
уничтожения (действительно, если нечто не имеющее частей иногда существует,
иногда нет, то, повидимому, необходимо, чтобы подобные [предметы] иногда
существовали, иногда нет без какого бы то ни было изменения). И относительно
начал неподвижных, но движущих будем считать возможным, что они иногда
существуют, иногда нет. Однако это возможно не для всех; ведь очевидно, что
для [предметов], движущих самих себя, имеется какая-то причина, почему они
иногда существуют, иногда нет. Ибо все движущее само себя необходимо имеет
величину, раз ничто не имеющее частей не движется; а для двигателя такой
необходимости нет на основании сказанного. Причиной того, что одни
[предметы] возникают, другие уничтожаются и что это происходит непрерывно,
не могут быть [предметы], хотя и неподвижные, но не всегда существующие, а
также такие, которые всегда существуют, но движут одни эти [предметы], а
другие -- отличные от них. Ни каждый из них в отдельности, ни все вместе не
могут быть причиной вечного и непрерывного; ибо такое состояние вечно и
необходимо, они же все бесчисленны и не существуют все вместе. Поэтому ясно,
что если даже бесчисленны некоторые начала, неподвижные, но движущие, и
многие из [предметов], движущих самих себя, исчезают, в то время как другие
появляются, и этот неподвижный [предмет] движет то, а другой это, -- тем не
менее существует нечто объемлющее, наряду с отдельными предметами, что
служит причиной бытия одних предметов, небытия других и непрерывного
изменения; оно служит причиной движения для них, а они -- для других.
Следовательно, если движение вечно, будет вечен и первый двигатель,
если он один; если же их много, будут вечными многие. Но скорее следует
признавать одного, чем многих, и в ограниченном количестве, чем в
безграничном. Ибо если результат получается один и тот же, всегда следует
предпочитать ограниченное количество, так как природным [вещам] должно быть
присуще скорое ограниченное и лучшее, если это возможно. Но достаточно и
одного [двигателя], который, будучи первым среди неподвижных и существуя
вечно, будет началом движения для всего прочего.
Из последующего также станет ясно, что первому двигателю необходимо
быть единым и вечным. Ведь мы доказали [гл. 1], что движение должно
существовать всегда. Но если оно существует всегда, оно необходимо должно
быть непрерывным, так как всегда существующее непрерывно, а следующее друг
за другом не непрерывно.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz