|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 19 |
В другом значении [причиной будут] форма и
образец -- а это есть определение сути бытия -- и их роды (например, для
октавы отношение двух к единице и вообще число), а также составные части
определения. Далее, [причиной называется то], откуда первое начало изменения
или покоя; например, давший совет есть причина, для ребенка причина -- отец,
и, вообще, производящее -- причина производимого и изменяющее --
изменяемого. Наконец, [причина] как цель, т. е. "ради чего"; например,
[причина] прогулки -- здоровье. Почему он гуляет? Мы скажем: "чтобы быть
здоровым" -- и, сказав так, полагаем, что указали причину. И все, что
возникает в промежутке на пути к цели, когда движение вызвано чем-нибудь
иным, например [на пути] к здоровью -- лечение похуданием, очищение
[желудка], лекарства, [врачебные] инструменты,-- все это существует ради
цели и отличается друг от друга тем, что одно есть действия, а другое --
орудия.
Итак, [слово] "причина" употребляется приблизительно в стольких
значениях. Вследствие такой многозначности может случиться, что одно и то же
имеет несколько причин, и притом (отнюдь] не по случайному совпадению;
например, причинами статуи [окажутся] искусство ваяния и медь -- и это не по
отношению к чему-нибудь разному, а поскольку она статуя; только [причины
эти] разного рода: одна как материя, другая же "откуда движение". Иногда
[две вещи] могут быть причинами друг друга; например, труд -- причина
хорошего самочувствия, а оно -- причина труда, но только не одинаковым
образом, а в одном случае -- как цель, в другом же -- как начало движения.
Далее, одно и то же бывает причиной противоположных [событий], а именно: то,
присутствие чего есть причина определенного события, мы иногда считаем
причиной противоположного, когда оно отсутствует; например, причиной
крушения судна -- отсутствие кормчего, присутствие которого [ранее] было
причиной его сохранности.
Все только что указанные причины попадают в один из четырех наиболее
явных разрядов. Буквы слогов, материал [различного рода] изделий, огонь и
подобные элементы тел, так же как части целого и посылки заключений, --
примеры причины "из чего"; одни из них как субстрат, например, части, другие
же как суть бытия -- целое, соединение, форма. А семя, врач, советчик и
вообще то, что действует,-- все это "откуда начало изменения, или покоя, или
движения". Остальные же [суть причины] как цель и благо для другого, ибо
"ради чего" обычно бывает наилучшим благом и целью для других [вещей]; при
этом нет никакой разницы, говорим ли мы о самом благе или [лишь] о том, что
[только] кажется благом.
Итак, причины таковы и стольких видов. Разновидностей же причин по
числу, правда, много, но если [их] сгруппировать, то их будет меньше. А
именно, о причинах можно говорить поразному и из причин одного и того же
вида одна по сравнению с другой бывает первичной и вторичной; например,
причина здоровья -- врач и сведущий [вообще], причина октавы -- отношение
двух к одному и число [вообще], и во всех случаях -- объемлющее [общее] по
отношению к частному.
|
|