Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 103

Таким образом, нет ничего в
промежутке между [телом], испытывающим качественное изменение и вызывающим
его.
Но ничего [нет и] между увеличивающимся [телом] и вызывающим
увеличение, потому что непосредственно вызывающее увеличение так
присоединено к увеличивающемуся, что они образуют [нечто] целое. И также
уменьшающее уменьшает путем отхождения чего-либо от убывающего.
Следовательно, и увеличивающее и уменьшающее должны образовывать
непрерывность [вместе с предметами, на которые они действуют], а в
непрерывном нет ничего в промежутке.
Итак, ясно, что между последним краем движущего и непосредственно
следующим за ним движимым в промежутке ничего нет.


ГЛАВА ТРЕТЬЯ



Что все качественно изменяющееся изменяется под воздействием
чувственно-воспринимаемых [вещей] и что качественное изменение присуще
только таким [вещам], которые сами по себе испытывают воздействие
чувственных вещей, -- это можно усмотреть из следующего. Из всего прочего
скорее всего можно предположить наличие качественного изменения,
[во-первых], в фигурах и формах, а [во-вторых], в свойствах и в их
приобретении и утрате; однако ни в том, ни в другом его не бывает. А именно,
оформляемый и приобретающий соразмерность [предмет], когда он завершен, мы
не называем по имени того [материала], из которого он сделан, например
статую медью, свечу воском или ложе деревом, но, составляя производное
слово, называем его медным, восковым или деревянным. То же, что испытало
воздействие и качественно изменилось, именуем; мы говорим: жидкая, горячая
или твердая медь или воск. И не только так, мы называем жидкое и горячее
медью, обозначая общим именем испытанное воздействие и материал.
Следовательно, если возникший [предмет], имеющий определенную фигуру, не
именуется по фигуре или по форме, а по состоянию и испытанному изменению, то
ясно, что такого рода возникновения не будут качественными изменениями.
Далее, показалось бы странным, если говорить, что человек или дом или
что-либо еще из возникших (предметов] качественно изменился; однако
возникнуть каждый из них, вероятно, должен был в результате качественного
изменения чего-нибудь, например уплотнения или разрежения, нагревания или
охлаждения материи; [при этом], конечно, возникшие [предметы] не изменяются
качественно, и возникновение их не есть качественное изменение.
Но и свойства тела или души не являются качественными изменениями. Ведь
одни из них представляют собой достоинства, другие -- недостатки, однако ни
достоинство, ни недостаток не есть качественное изменение, но достоинство
есть некоторое совершенство, ибо, когда предмет достигнет свойственного ему
достоинства, тогда он называется совершенным, так как тогда наиболее
соответствует своей природе (как, например, круг станет совершенным, когда
он в наибольшей степени станет кругом, и притом наилучшим), а недостаток
есть уничтожение [совершенства] и отход от него.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144
 
Сайт создан в системе uCoz