|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 57 |
Если же мы отрицаем пустоту, остальные же трудности остаются
правильными -- что не будет движения, если не будет уплотнения и разрежения,
или же Небо будет волноваться, или всегда будут образовываться в равном
количестве вода из воздуха и воздух из воды (а ведь ясно, что из воды
образуется больше воздуха), то, стало быть, необходимо, если нет сжатия,
чтобы смежные тела, движимые толчком, волновали крайнюю границу [Вселенной],
или чтобы где-нибудь в другом месте в равном количестве образовывалась вода
из воздуха -- для того чтобы вся масса Вселенной оставалась равной, -- или
же чтобы ничто не двигалось. Ибо при передвижении [тел] всегда будет
происходить [нечто] подобное, если только не будет иметь места перестановка
по кругу, но перемещение не всегда происходит по кругу, но также и по прямой
И вот некоторые по этим причинам стали бы утверждать существование
чего-то пустого, а мы, исходя из основных положений, скажем, что существует
единая материя для противоположного -- теплого и холодного и других
физических противоположностей, что из сущего в возможности возникает сущее в
действительности, что материя неотделима, только по своему бытию есть нечто
особое, что она едина по числу, будь то для цвета, тепла и холода. И материя
тела, как большого, так и малого, одна и та же. Это ясно из следующего:
когда возникает воздух из воды, та же самая материя становится другим
[телом] не путем присоединения чего-либо, а [просто] что было в возможности,
становится действительностью. И обратное [превращение] воды из воздуха идет
таким же образом: один раз из малой величины в большую, другой -- в малую из
большой. Равным образом, когда большое количество воздуха переходит в малую
массу и из малой [массы становится] большая, той и другой становится
материя, существующая в возможности. Как теплым из холодного и холодным из
теплого становится та же материя, бывшая ранее в возможности, так из теплого
возникает более теплое, причем в материи не возникает никакого тепла,
которого не было раньше, когда тело было менее теплым. Так же если
окружность и кривизна большего круга переходят в меньший круг, то будет ли
она такая же или иная, ни в чем не порождается кривизны, что было не кривым,
а прямым, ибо меньшее или большее возникают не из-за перерывов; нельзя также
в пламени взять какую-нибудь часть, в которой не было бы тепла и яркости.
Так, следовательно, и прежняя теплота (относится) к последующей; и большая и
малая величина чувственно-воспринимаемой массы растягивается не от
прибавления чего-либо к материи, а потому, что материя в возможности есть и
то и другое. Следовательно, и плотное с редким -- одно и то же, и материя их
едина. Но плотное есть тяжелое, а редкое -- легкое. Именно, два [свойства]
присущи каждому из них -- плотному и редкому: тяжелое и твердое кажется
плотным, а противоположное им, легкое и мягкое, -- редким (расхождение между
тяжелым и твердым имеется у свинца и железа).
|
|