|
Философы Древней Греции - Аристотель - Физика - Страница 107 |
Иначе
очевидно, что все придется в этом смысле сделать единым, утверждая, что
каждое свойство находится в другом и будет тогда одним и тем же и равное, и
сладкое, и белое, только одно в одном носителе, а другое в другом. Далее,
носителем не может быть что угодно, но для одного лишь одно может быть
непосредственным [носителем].
А может быть, сравнимое не только должно быть не омонимом, но также не
иметь различий в отношении того, что оно есть и в чем находится? Я имею в
виду, что, например, цвет имеет различные подразделения, поэтому [предметы]
несравнимы в отношении того, какой из них более "цветной" (не в смысле
определенного цвета, но цвета вообще), но [его можно сравнивать] лишь в
отношении светлости.
Так же и относительно движения; с равной скоростью движется то, что в
равное время продвинулось на такое-то равное [расстояние], если же на данном
отрезке своей длины одно [тело] испытало качественное изменение, а другое
переместилось [на такое же расстояние], разве это качественное изменение и
это перемещение будут равными друг другу и равными по скорости? Ведь это
несуразно. Причина же та, что движение имеет (различные) виды, так что если
[тела], прошедшие в равное время равный отрезок длины, будут иметь равную
скорость, то прямая линия и окружность окажутся равными. Что же из двух
следует считать причиной: что перемещение есть род или что линия есть род?
(Ведь хотя время одинаково, если одно, (т. е. линии], различаются по виду,
то другое, [т. е. перемещение], тоже). Ведь перемещение имеет различные
виды, если то, в чем происходит движение, их имеет (а также то, посредством
чего [оно осуществляется], например если это ноги, [мы будем иметь)
хождение, если же крылья -- летание. Или это не так, но движение различается
по фигуре [пути]?). Таким образом, [тела], проходящие в равное время равную
величину, будут иметь равную скорость и то, что не имеет различия по виду,
не имеет их в движении; следовательно, надо рассмотреть, в чем состоит
различие в движении. И такое рассмотрение показывает, что род не есть что-то
единое, но наряду с ним скрыто многое и что из одноименных [движений] одни
далеки друг от друга, другие имеют некоторое сходство, а иные близки (друг
другу] либо по роду, либо по подобию, и поэтому [нам] не кажется, что они
[лишь] омонимы. Когда же, следовательно, вид [движения] различен когда одно
и то же движется в различном или когда различное в различном? И каков
критерий [различения]? Или на основании чего мы судим о тождестве или о
различии светлого, сладкого -- потому ли, что оно кажется различным в
другом, или потому, что оно вообще не одно и то же?
Теперь относительно качественного изменения: каким образом одно
[изменение] будет иметь равную скорость с другим? Если, например,
выздоровление есть качественное изменение, то одному возможно исцелиться
скорее, другому медленнее, а некоторым одновременно; следовательно, возможно
качественное изменение, проходящее с равной скоростью, поскольку оно
произошло в равное время.
|
|